- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Вывести из зоны комфорта: О чем говорили спикеры первого дня Business Wisdom Summit
Когда мы думаем об искусственном интеллекте, интернете вещей и прочих инновационных технологиях, нам кажется, что это где-то далеко и кардинально не повлияет на украинский бизнес как минимум в ближайшие 10 лет. Могут ли технологии и глобальные тенденции стать драйверами изменений украинского бизнеса или есть другие факторы, которые влияют на желание бизнеса меняться, — основная тема, которая затрагивалась всеми спикерами в первый день Business Wisdom Summit.
Для многих украинских бизнесов появление в мире новых технологий не является драйвером трансформации — таковы результаты опрос, проведенного компанией Deloitte среди аудитории Business Wisdom Summit. Для 44,21% присутствующих сильным драйвером для трансформации станет изменение в рамках конкурентной среды и необходимость выходить на новые рынки. Глобальные тенденции заставят меняться только 20%, к тому же это решение должно подкрепляться активной позицией собственника (этот параметр определили как ключевой 17% аудитории). Наиболее приоритетными областями для трансформации были названы операционные и бизнес-процессы (49,48%), HR-сфера (14,43%) и технологии (13,4%).
Про инновационные технологии, которые стали нарушать привычный уклад бизнеса
Валерия Гонтарева,
финансист и инвестбанкир, экс-глава Национального банка Украины
* Мы уже 15 лет как пользуемся искусственным интеллектом и упорно его не замечаем. А это, например, такая простая и обыденная вещь как GPS. Искусственный интеллект незаметен, он не выглядит как 3D или дополненная реальность.
* Нужно комплексно понимать масштабы изменений, а не только замечать изменения в своей сфере.
* В 21 веке невозможно сделать что-то без применения информационных технологий, но не нужно переоценивать их роль в успехе проекта. На мой взгляд, IT влияет на успех проекта всего лишь на 10%, все остальное — выстраивание правильных бизнес-процессов, в том числе их автоматизация.
* Я задала себе вопрос, почему у меня до сих пор нет собственного медкабинета, где я могу видеть информацию, разбросанную по всем клиникам страны, найти данные о прививках и посмотреть дату, когда делать следующую. Так под основной идеей "Владей своим здоровьем" возник мой проект "Медікіт" — медицинский маркетплейс по типу Airbnb или OLX, который будет собирать на одной площадке пациентов и врачей.
* Медицина — единственный сектор, в котором сейчас происходят реальные, некосметические реформы.
* В Украине нет никакого "стеклянного потолка" — женщины занимают любые должности и берут любые риски.
Шамус Рей,
руководитель digital disruption KPMG в Великобритании
* Топ-менеджеры недооценивают развитие технологий, в то время как темп создания инноваций значительно ускорился, и за следующие 5-7 лет будет больше изменений, чем за последние 40 лет. Нужно быть проактивным.
* Бизнес-модели за следующие 50 лет фундаментально трансформируются. Технологии практически превзошли человека в его природных способностях: люди уже не распознают, что им звонит робот; телефон даже лучше нас узнает лица. Мир меняется, и это оказывает большое давление на бизнес. Многие организации уже начали распадаться. Скоро в колл-центрах не будет операторов, в ресторанах — официантов, а для постановки диагноза не нужно будет идти к врачу — это сделает робот.
* Компании только экспериментируют с технологиями — и это их слабая сторона, потому что нет перехода к стратегическим решениям. Активная инерция — вот как это называется. Вы хотите что-то сделать, но у вас нет смелости, чтобы это имплементировать.
* В будущем данные будут в центре всего.
* Чем быстрее развиваются технологии, тем меньше люди доверяют компаниям, особенно в части хранения персональных данных. Больше всего пользуются доверием государственные больницы (56%), банки (47%) и полиция (33%). Наименьшее доверие вызывают политические организации (7%), медиа- (8%) и интернет-компании (8%). Общий тренд — доверие пропало именно к крупным компаниям.
* Глобальная гонка за искусственным интеллектом уже началась. Наибольшие амбиции относительно ИИ имеют Китай и США.
* Мы говорим про утрату рабочих мест в связи с новыми технологиями, но не говорим про то, как будем обучать людей. Нужно уже сейчас думать о том, как вы будете учить новому людей, специальности которых станут мало востребованными в ближайшем будущем. Через 10 лет это бухгалтера и юристы.
* Мужчина как рабочая модель может устареть. Креативность, которую пока что не осилил ИИ, — это сфера женщин. Женщины могут привнести креативность в технологии, а это будет очень востребовано уже в недалеком будущем.
Наим Зафар,
сооснователь и СЕО TeleSense, разработчик Touch ID, преподаватель Калифорнийского университета в Беркли (Сан-Франциско)
* Инвестиции предпринимателей в искусственный интеллект растут. В 2017 году глобальные инвестиции в ИИ ($12 млрд) были на 100% выше, чем в 2016 году.
* Важны не большие данные, а их понимание.
* Социальные бизнесы — перспективная концепция, они займут пустующую нишу между коммерческим и некоммерческим сектором.
* Агротех станет самой перспективной сферой для инвестиций.
Марина Квашнина
владелец и СЕО Edenlab
* Технология блокчейн для бизнеса — математическая форма доверия. Легко доверять, когда не обманывают.
* Bid data — принятие управленческих решений не на основании логических выводов, а на основании обнаруженных скрытых закономерностей/корреляций/взаимосвязей
* Интернет вещей — приоритеты становятся субъектами вашей жизни. Интернет вещей — мир вокруг нас, аграрный сектор, логистика, умные города, дома и так далее
* Обработка естественного языка — перевод человеческого языка в понятный для компьютера без программирования. Первыми ласточками в бизнесе является автоматизация общения с клиентами.
Биометрия — это набор поведенческих характеристик потребителя, которые помогают улучшать сервисы и технологии.
* Self driving — всем, кто работает в сферах логистики стоит задуматься о технологии, которая помогает перемещать товары без участия людей Виртуальная реальность, дополненная реальность и микс реальность — реальности могут стать одним из локомотивов развития всей IT и геймерской индустрии. Люди стремятся открыть новые миры, и бизнесу важно понимать, где будут их потребители завтра.
* Облачные сервисы — все данные находятся на удаленных серверах. Облачные технологии уже изменили способ ведения бизнеса, важно следить за тем, как они будут меняться в будущем.
Про стопперы роста, которые могут стать стимулами
Петр Пилипюк,
совладелец и СЕО Modern-Expo
* Начать бизнес без крыш и договорняков возможно. Мы так начинали.
* Если вы хотите сделать серьезный бизнес, не делайте ничего, что останется вашим "скелетом" в шкафу. Придет время, и этот скелет кто-то достанет.
* Не ищите правды там, где распространено взяточничество.
* Ценности в компанию приносит собственник. Им нельзя изменять. Это то, согласно чему живет и развивается ваш бизнес. Это фундамент, и только от вас зависит будет он сильным или шатким.
* Благодаря оптимизму и честности нам с партнером удалось сделать из компании, работающей в гараже, успешный многомиллионный бизнес. Мы не боялись мечтать и верили в нашу идею.
* Никогда не забывайте, зачем вы начали бизнес. Мы всегда фокусировались на прибыли, и поэтому она у нас есть до сих пор.
Максим и Александр Михайленко,
совладельцы корпорации MIRS
* Опыт ведения семейных компаний одинаковый во всем мире. После прихода в компанию наследников, менеджмент часто оказывается не готов к интеграции "принцев" в работу. Чтобы избежать ошибок, важно:
- Определиться с ролью наследника в компании
- Договориться об условиях игры
- Проговорить план развития и условия роста
* Родителям важно общаться с детьми, увидеть в них профессионалов и понять, какие компетенции наследника могут помочь развитию компании.
* Отцу и нам пришлось учиться доверять друг другу, выключить отношения "отец и сыновья" в работе, согласовывать среднесрочные цели, распределять сферы влияния и дать в них друг другу свободу и независимость.
Про благотворительность и инклюзивность как вектор развития
Александр Фельдман,
народный депутат, Почетный президент Международного благотворительного фонда "Фонд Александра Фельдмана"
* Если ты делаешь что-то важное — ты должен об этом рассказывать так, чтобы те, кто услышит об этом, захотели это повторить.
* Благотворительность родом из детства.
* Нынешнее стереотипное отношение к благотворительным проектам — это отголоски старой системы. Люди не готовы выносить свою меценатскую деятельность на общественный суд, потому что общество неадекватно реагирует. Нам нужно менять ментальность
* Благотворительность — это профессиональная деятельность. На Западе это преподают в учебных заведениях. Это не только о деньгах, а об умении выстроить организационные процессы и о желании помогать эффективно
* Можно иметь деньги, желание и идею, но без классной профессиональной команды ничего не получится.
Дмитрий Щебетюк,
Основатель "Доступно UA", телеведущий, паралимпиец
* Бизнес может сделать себя доступнее, лучше и удобнее для людей с инвалидностью. Когда спрашиваешь: "А почему вы не поставите пандус вместо лестницы для людей на инвалидных колясках?", часто слышишь ответ: "Так, а к нам не приходят люди с инвалидностью". Стоп, а как мы можем к вам прийти, если вы не доступны? Так у меня возникла идея лично ходить по общественным заведениям и проверять, есть ли условия для людей с инвалидностью, давать рекомендации собственникам.
* "Инвалид" — это неправильный термин. Он означает "бессильный". Но это не так. Также для этого определения придумали термины "особенные потребности" и "ограниченные возможности". У всех есть особенные потребности и у каждого они свои. Кто-то имеет особенную потребность по утрам кушать кальмары. Так же и с "ограниченными возможностями": кто-то может поднять штангу на 100 кг, а кто-то в этом ограничен. Каждый человек относительно кого-то другого имеет ограниченные возможности. Правильно говорить "люди с инвалидностью".
* После травмы и года, который не принес мне выздоровления, я решил переключиться и занялся спортом. Байдарки, плавание, стрельба из лука. Спустя какое-то время я уже активно готовился к соревнованию по плаванью. А в этом году я переплыл Босфор.
* В центре занятости, который занимается трудоустройством людей с инвалидностью, меня встретили с удивлением. "Ты молодец, что приехал. Ты первый человек с инвалидностью, который лично приехал подавать документы. Все отправляют сюда родственников". И буквально через полгода мне предложили работу.
* Каждый человек сталкивается с вопросом поиска работы. Постоянно слышу: "Вот, людям с инвалидностью сложно найти работу", "Все плохо, таких, как мы, не воспринимают". Отчасти это так, но на самом деле так же сложно искать работу и людям без инвалидности. Если ты хочешь найти работу, ты ее найдешь. Но есть дополнительные факторы, которые "оправдывают" людей с инвалидностью. Многим тяжело даже выйти из дому: неприспособленные лестницы, сложно передвигаться транспортом, психологический барьер на улице и т.д.).
* Важно, чтобы бизнес помогал и не закрывался от людей с инвалидностью. Не говорил сразу "Нет". Многие из них не готовы бороться до конца за свое право выбирать работу, ходить в общественные заведения или быть клиентом спортклуба. Нужно учить свой персонал быть открытым к таким людям и быть готовым помогать на физическом уровне. Часто же получаешь ответ "Мы с такими людьми не работаем". А мы такие же клиенты, как и все.
Война как катализатор полезных идей
Владимир Шевченко,
владелец Veterano Cafe
* Бизнес — это война. Аналогии, которые я видел на войне, абсолютно идентичны в бизнесе. Там так же не хватает людей, а те люди, которые есть, не отвечают требованиям. В бизнесе не хватает дешевых кредитов, хороших помещений в аренду, в армии такая же ситуация — постоянная нехватка средств, инструментов, постоянно нужно решать задачи с теми ресурсами, которые у тебя есть.
Александр Матяш,
основатель Regata Club
* На войне, как в пионерском лагере: ты постоянно на природе, среди друзей, только тебя могут убить.
Антон Колумбет,
основатель I`MREADY
* Я люблю делать то, что я делаю. Я шью трусы, и они лучшие в Украине. Я получаю удовольствие от того, что я меняю мир. Мои трусы — единственные трусы с гарантией и гарантия — год.