НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

За сколько "уйдет" телеканал ТОНИС?

Долгая история продажи телеканала ТОНИС, похоже, подходит к очередному рубежу. Вопрос в том, будет ли он продан так, как того хотят собственники, или же так, как это будет удобнее отдельным потенциальным покупателям

2 марта на сайте "Обозреватель" была опубликована новость о скорой продаже канала ТОНИС иностранной компании, о чем изданию сообщил топ-менеджер осведомленного о сделке банка. По словам источника "Обозревателя", собственники канала уже подписали с покупателем соглашение о продаже контрольного пакета, стоимость сделки превысит 35 миллионов долларов, а средства от продажи канала уйдут на погашение кредитов в Трансбанке, залогами по которым выступают акции ТОНИСа (в совокупности - около 40% акций).

Этой информации предшествовало заявление, по-видимому, непосредственно связанное с тем же каналом. Днем ранее гендиректор крупнейшей российской независимой медиакомпании "СТС Медиа" Антон Кудряшов сообщил в интервью агентству "Интерфакс" о том, что компания планирует приобрести телеканалы в Украине и Белоруссии. "Возможно, в течение года это произойдет. У нас все время переговорный процесс, непросто он идет, но, думаю, есть шанс, что в этом году что-то появится", - сказал Кудряшов. Названия возможных новых активов СТС им названы не были, однако для столь крупной компании лишь один телеканал в Украине, давно готовый к продаже и обладающий необходимым частотным ресурсом, может представлять потенциальный интерес – тот самый ТОНИС.

Слухи о продаже старейшего независимого канала страны, переживающего сейчас не лучшие времена, уже несколько лет циркулируют в индустрии. Среди интересовавшихся его покупкой игроков медиарынка называли Петра Порошенко, Эдуарда Прутника и Мохаммеда Захура. Однако наиболее усиленно – до появления на арене "СТС Медиа" – муссировалась версия о продаже ТОНИСа группе "Интер".

О пристальном интересе Валерия Хорошковского к ТОНИСу СМИ впервые писали летом прошлого года. Руководство группы "Интер" эту информацию официально не подтверждало, однако заместитель главы правления группы Сергей Амеличев отмечал, что она планирует расширить свой пул еще на два канала до конца 2011-го года. Слухи о скорой продаже ТОНИСа именно "Интеру" возобновились этой зимой, причем одновременно анонимные источники в СМИ утверждали, что сумма этой сделки составит 18 миллионов долларов, что, с учетом объявленной 1 марта цифры, выглядит игрой на понижение стоимости канала.

Однако включение в борьбу за ТОНИС "СТС Медиа" могло подстегнуть "Интер" к более активным действиям, поскольку это состязание между украинской и российской медиагруппами - уже второе в их истории. Первый случай имел место в 2007 году, когда "СТС Медиа" намеревалась приобрести канал НТН, но это сделку неожиданно совершил "Интер", оценив НТН в 350 миллионов долларов, что, по оценкам экспертов, в три раза превышало его реальную рыночную стоимость. Основным мотивом покупки НТН медиаимперией Валерия Хорошковского называли нежелание позволить российской компании зайти на украинский рынок и на базе НТН создать конкурента "Интеру".

Вполне вероятно, что этот мотив актуален и в ситуации с ТОНИСом. На сегодняшний день, показатели телесмотрения ТОНИСа напоминают показатели НТН трехлетней давности - среднесуточный рейтинг канала в прошлом году по аудитории 18+ и в городах с населением больше 50 тыс. составил 0,07%. Однако у ТОНИСа есть важный аргумент в переговорах – право круглосуточного вещания на всей территории Украины с использованием всех видов сигнала. А у "СТС Медиа" по-прежнему есть амбиции на экспансию в Украину.

Продажа ТОНИСа профильному инвестору должна положительно сказаться на его судьбе. Для "Интера" покупка ТОНИСа могла бы стать дополнительным плацдармом для расширения своего влияния, требующим, однако, значительных вложений для отдачи (поскольку на сегодняшний день ТОНИС вряд ли может претендовать более чем на 1% рынка телерекламы). А для "СТС Медиа" ТОНИС – это относительно недорогая площадка для распространения собственного, уже имеющегося контента (который производится на телеканалах и киностудиях группы), при грамотном управлении способная стать лишь первым этапом в завоевании украинского телерынка.

В случае если за ТОНИС разгорится реальная борьба, сумма сделки действительно может превысить цифру в 35 миллионов долларов.

Но, похоже, сегодняшние собственники канала обеспокоены тем, удастся ли им продать его в принципе. И если удастся – то каким путем. 1 марта акционеры канала  - компании "ДКД 04", "Артекс-плюс", "Наталика" и консалтинговая компания "Партнеры" распространили открытое письмо, в котором  обратились к Трансбанку и НБУ дать законный ход процедуре реализации залогового имущества – то есть, акций канала. Компании выразили опасение, что Трансбанк самовольно спишет акции со счетов собственников и реализует их по заниженной цене. Объясняют они свои опасения "опытом незаконного списания имущества акционеров, имевшим место в "Трансбанке" в 2009 году, а также тем фактом, что на сегодняшний день решениями судов принимаются беспрецедентные попытки вернуть Трансбанку, находящемуся в стадии ликвидации, лицензию хранителя ценных бумаг, что даст банку возможность списать заложенные акции".

Собственники канала под законной процедурой подразумевают реализацию залоговых акций органами Государственной исполнительной службы – с привлечением оценщика и путем открытых торгов. А опасения их связаны с тем, что Трансбанк может в целях повышения эффективности процесса собственной ликвидации действовать не долгим прописанным законодательно путем, а коротким -  решениями судов оперативно избавиться от акций ТОНИСа и передать их заинтересованному покупателю по той цене, которая может существенно отличаться от рыночной.

При этом в сфере ответственности (и интересах) самого Трансбанка, НБУ и ликвидатора находится продажа заложенных активов по максимальной возможной стоимости для возвращения рефинансирования банка.  Собственники ТОНИСа подчеркивают, что именно путем аукционов за акции телеканала можно будет получить наибольшую сумму, способную, как минимум, покрыть кредитные долги с процентами и штрафами. Проведение аукциона также раскроет все карты реальных претендентов на покупку ТОНИСа – возможно, кроме "СТС Медиа" и "Интера", канал продолжает представлять интерес и для других покупателей.

Прислушается ли к их мнению ликвидатор Трансбанка, пока вопрос открытый. Однако степень цивилизованности сделки вокруг ТОНИСа  - весьма важный фактор для оценки инвестиционной привлекательности украинского телерынка. Ведь на протяжении последних лет рынок национальных медиа покинули почти все крупные иностранные инвесторы (за исключением Первого канала России, владеющего 30% акций "Интера") – CME, Handelsblatt, и другие. Их уход эксперты связывали, в первую очередь, с особенностями непрозрачного функционирования местной медиаиндустрии. И потому сегодня к любым более-менее крупным сделкам на рынке приковано повышенное внимание – степень прозрачности операций до сих пор остается весьма низкой.

Евгений МИНКО