- Категория
- Новости компаний
- Дата публикации
Зачем диджитализироваться: Wezom Company о нетехнической стороне технического процесса
Мы живем в эпоху, когда технологии лежат в основе роста и конкурентоспособности. Семь из десяти самых дорогих компаний мира полагаются в основном на цифровые платформы. Большинство оффлайновых компаний осознают необходимость диджитализации и приступили к серьезным изменениям, особенно после того, как пандемия COVID-19 привнесла импульс к цифровым бизнес-моделям.
Но внедрение технологий — это средство, а не цель. В чем же тогда цель диджитализации? Ведь ясное понимание цели и способов ее достижения существенно повышает шансы на успех.
Преимущество в непостоянной среде
Примерно до середины 1980-х годов бизнес-стратегия основывалась на статическом преимуществе, вытекающем из масштаба и положения. Она вводилась через годовые циклы планирования и применялась на уровне компаний, которые конкурировали в четко определенных отраслях. Это было уместно в контексте относительно стабильной и предсказуемой деловой среды.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНо быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий резко изменило характер конкуренции: устойчивое конкурентное преимущество уступило место последовательному временному преимуществу, планирование — организационному обучению, а отдельные корпорации — совместным экосистемам, которые часто охватывают разные отрасли. Более того, масштабы экономической деятельности выходят за рамки планетарных и социальных ограничений, и внешние факторы, такие как глобальное потепление, утрата биоразнообразия и социальное неравенство, стали неотъемлемыми аспектами стратегии.
Таким образом, эффективная стратегия стала менее "механической" (инженерные схемы стабильных и предсказуемых систем) и более "биологической" (адаптация в сложных, динамических, взаимосвязанных и непредсказуемых системах). Потому и трансформация предприятий принимает более "биологическую" концепцию стратегии и организации.
Превращение простого механизма в сложный организм
Компанию можно рассматривать как машину — устройство, состоящее из отдельных частей, созданное людьми для выполнения определенной задачи. Обычно мы думаем о машинах как о механических устройствах, сочетающих в себе простые механизмы, такие как шестеренки, рычаги, колеса и оси, с источником энергии для выполнения повторяющейся задачи.
Значительно отличется от биологических организмов, не так ли? Живые существа не созданы для решения овторяющихся задач, они самоорганизуются, взаимодействуют, изменяются, учатся, воспроизводятся и развиваются в меняющихся условиях. Однако мы можем создавать организационные машины с биологическими свойствами, что было бы более актуально в нынешней ситуации.
Поэтому запуск программ цифровой трансформации, нацеленных только на применение технологий для более эффективного выполнения задач, имеет ограниченную ценность. Стоит спросить себя, какой механизм нужен для выполнения задач в новых условиях?
Расширение социальных возможностей
Раз уж заговорили о биологии, стоит вспомнить тот факт, что наше мировоззрение ограничено нашими пятью чувствами, тем, что мы можем и не можем делать, а также нашей способностью общаться с другими. Однако мы можем осознавать, что наше мировоззрение не является полным или объективным, мы можем сознательно формировать его, и расширить, используя технологии для улучшения наших чувств и возможностей. Кроме того, мы можем действовать социально, чтобы понять и влиять на мировоззрение других.
Используя эти способности, мы можем формировать свое индивидуальное и коллективное мировоззрение. Но мы не всегда используем эту возможность. А ее ценность растет по мере того, как бизнес-стратегия становится более "биологической".
А мне точно это нужно?
Так мы и подошли к стратегии века: принять и процветать в условиях неопределенности и сложности, а не пытаться их спроектировать. Такой подход может быть неудобным для тех, кто привык максимизировать краткосрочную эффективность, а не учиться или вносить социальный вклад. В таком случае, стоит задать себе несколько ключевых вопросов:
- Расширяют ли ваши усилия способность восприятия организации?
- Увеличивают ли ва шиусилия способность организации к обучению?
- Создают ли ваши усилия автономные системы цифрового обучения?
- Сегментированы ли роли людей и алгоритмов для достижения наилучшего эффекта?
- Сосредоточено ли человеческое познание на более уникальных способностях, таких как воображение и сочувствие?
- Помогают ли ваши усилия задействовать силу внешних экосистем?
- Помогают ли ваши усилия извлечь выгоду из возникающих возможностей или они в основном основаны на планах?
- Вы переосмыслили организацию как динамический гибрид технологий и людей, а не как статичную структуру отчетности?
- Используете ли вы технологии для повышения устойчивости систем, на которые опирается ваше предприятие?
- Служит ли ваша компания четко сформулированной социальной цели?
Компании, которые придерживаются этой более широкой "биологической" концепции, с большей вероятностью выживут и преуспеют в неспокойном будущем. Задумайтесь и сделайте свой выбор.
Так что же делать?
Похоже, вы уже увидели более широкую картину того, как технологии могут помочь компаниям приспособиться к новой бизнес-среде. Помимо оптимизации процессов, технологии также могут изменить восприятие информации и взаимодействие с ней. В частности, это поможет преобразовать деятельность компании, и сделать это можно несколькими способами:
Расширьте кругозор организации. Технологии могут не только быстрее обрабатывать данные, но и расширять наши возможности. IT-компании разрабатывают огромные диджитал-экосистемы, к примеру, разработка интернет магазина может предусматривать доступ к данным от широкого круга поставщиков, клиентов и других внешних источников. Датчики и технологии Интернета вещей также могут повысить чувствительность за счет сбора новых источников данных.
Создавайте связанные цифровые циклы обучения. Обычно обучение ограничивается скоростью, с которой люди могут учиться и действовать на основе информации. Но с развитием искусственного интеллекта компании теперь могут обучаться и действовать с алгоритмической скоростью. Для этого нужны системы данных, которые должны быть подключены к алгоритмам ИИ, которые, в свою очередь, обеспечивают механизмы принятия решений без вмешательства человека. И эти действия создают новые данные, формируя интегрированный цикл обучения. Например, платформа рекомендаций Netflix фиксирует детальное поведение потребителей, анализирует его и выдает автоматизированные персонализированные рекомендации.
Сосредоточьте внимание на сильных сторонах. Алгоритмы могут выявлять закономерности в данных намного быстрее и эффективнее, чем люди. Поручив машинам больше таких задач, люди могут сосредоточиться на использовании своих уникальных когнитивных способностей, воображения например. Также потребуются новые интерфейсы, основанные на человеческом алгоритме, чтобы эти совершенно разные стили познания работали вместе синергетически.
Облегчите общение. Чтобы новые идеи раскрыли свой потенциал, они должны распространяться от одного человека ко многим, это позволяет им действовать и развиваться. Технологии можно использовать, чтобы помочь понять и ускорить распространение идей в организации. Например, метаданные о взаимодействии людей могут использоваться для создания карты сети, с помощью которой вы можете идентифицировать "посредников", которые объединяют различные функции или группы и, следовательно, могут быть эффективными проводниками новых идей.
Содействуйте сотрудничеству. Даже если идеи будут широко распространены, этого может не хватить, чтобы заставить всех поддержать эти идеи и действовать в соответствии с ними. Для организованых коллективных действий придется менять убеждения многих отдельных участников. Технологии здесь не панацея, но при правильном использовании цифровые платформы помогают масштабировать и ускорять коллективные действия. Например, Википедия позволила миллионам пользователей внести свой вклад и систематизировать свои знания в свободно доступную обширную цифровую энциклопедию.
Диагностируйте работоспособность системы и преодолевайте внешние ограничения. Бизнес не работает в вакууме; экологические и социальные проблемы становятся все более актуальными проблемами для бизнеса во всех нишах. Компании должны сосредоточить интегрированные циклы обучения, человеческое познание, коллективные платформы и другие новые технологии не только на решении своих индивидуальных бизнес-проблем, но и на решении крупнейших глобальных проблем на сегодня.
Однако есть одна область, в которой технологии не помогут: определение цели бизнеса. Зачем именно вам нужна разработка сайта, внедрение передовых технологий? Чего вы стремитесь достичь? Только люди могут определять человеческие цели, для которых будут применяться технологии. Каждая компания должна определить, почему она существует и как она создает пересечение возможностей, устремлений и социальных потребностей — и это должно определять усилия по трансформации.