НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Задержки товаров на таможне: в чем конфликт и почему может пострадать реальный бизнес

Delo.UA разбиралось, в каких случаях товар может быть временно задержан на таможне, а в каких продукцию могут и вовсе не пустить в страну
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В течение последних дней в медиа прокатилась волна сообщений о том, что таможня больше не будет пропускать в Украину товары, которые физические лица приобрели за границей. Якобы это происходит на основании списка объектов интеллектуального права, которые включены в таможенный реестр.

Позже СМИ сообщили, что запрета нет, однако угроза того, что товар не будут пропускать, все-таки остается. Delo.UA попыталось разобраться в сложившейся ситуации.

Что изменилось?

В нормативной и законодательной базе не произошло ровным счетом никаких изменений. Ни ГФС, ни Министерство финансов, ни Верховная Рада не принимали никаких новшеств, подчеркивает народный депутат Татьяна Острикова, которая является главой подкомитета парламента по таможенным вопросам. А нормы таможенного кодекса и сам список объектов интеллектуальной собственности, которые могут послужить основанием для задержания на некоторое время товаров на границе, действуют в Украине далеко не первый год.

Что стало причиной бури?

Руководитель интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин говорит, что таможенные инспекторы недавно получили "указание из Киева" не пропускать на территорию страны товары (в том числе для физлиц), если права на торговые марки заявлены в таможенном реестре.

По словам предпринимателя, в последние несколько недель посылки с устройствами Meizu, которые покупатели заказывали за границей через сайт Rozetka.ua, были задержаны на таможне. Это якобы связано с тем, что правообладатель ТМ Meizu Виктория Цитович, которая раньше была директором компании "Цитрус Трейд", обратилась в фискальную службу с жалобой. Она сообщила, что в конце марта таможня не воспрепятствовала оформлению контрафактного (поддельного) товара ТМ Meizu, который некий интернет-магазин ввозил в Украину из Польши. При этом Цитрович в обращении отметила, что по ее информации этот магазин на регулярной основе поставляет в Украину контрафактный (поддельный) товар, а также попросила принять меры и защитить интеллектуальную собственность.

Непонятно предоставила ли правообладатель какие-либо доказательства того, что таможня пропустила на территорию Украины контрафактный товар. Но меры таможня таки приняла, говорит Чечеткин, задерживая посылки с оригинальным товаром ТМ Meizu, покупателем которых являлись физические лица.

Какой товар могут задержать и в каких случаях?

Согласно таможенному кодексу, таможня действительно может задержать (правда, не больше, чем на 10 рабочих дней) товары, которые включены в таможенный реестр. Но только, если она обнаруживает признаки нарушения прав интеллектуальной собственности.

То есть для приостановления оформления товаров таможня должна не просто заглянуть в реестр объектов интеллектуальной собственности. Но и установить возможный факт нарушения прав интеллектуальной собственности. И только после этого таможня может отправить товар на 10 дней на склад и обратиться к правообладателю. Вот тут-то и начинаются разночтения украинского законодательства.

Юристы отмечают, что о нарушении прав интеллектуальной собственности можно говорить только тогда, когда на таможне оказывается поддельный товар. То есть, согласно действующему законодательству, к правообладателю таможня может обратиться только в случае, если у нее есть основания полагать, что товар контрафактный.

"Остается открытым вопрос, каким именно образом таможенники будут определять факт возможного нарушения авторских прав. Ведь в большинстве случаев для установления хотя бы признаков контрафактной продукции необходимы специальные знания, — говорит управляющий партнер ЮФ Trusted Advisors Иван Мищенко. — Практика оценки возможного нарушения самим представителем таможни выглядит сомнительно как с точки зрения объективности, так и с точки зрения возможного использования таких полномочий в коррупционных целях".

Мищенко отмечает, что непонятно, как сейчас таможенники определяют признаки контрафактности. "Ведь если не привлекать специалиста, что, скорее всего, не делается или же делается в единичных случаях, таможенник может просто сказать: а мне кажется, что товар имеет признаки контрафакта", — говорит юрист. И добавляет, что после определения товара как возможно контрафактного, таможня может привлечь правообладателя, получить образцы продукции и провести экспертизу.

В свою очередь и фискальная служба, и официальные представители ТМ в Украине трактуют законодательство иначе. Директор департамента организации таможенного контроля ГФС Алексей Василенко заявил, что все поступления проходят обязательную проверку, а правообладатель в каждом случае определяет, является ли товар оригинальным.

"В случае установления контрафактности товар не попадает на территорию Украины. А при отсутствии нарушений прав интеллектуальной собственности правообладатель информирует таможню о возможности возобновления таможенного оформления. В большинстве случаев именно так все и происходит, а покупатели получают свой товар, — говорит Василенко. — Такая процедура действует в Украине давно. С одной стороны она защищает права потребителей на получение качественного оригинального товара, с другой — защищает авторские права производителя".

Официальные представители зарубежных компаний говорят, что таможенники обязаны обращаться к правообладателям в каждом случае. Тем не менее, они этого не делают. Генеральный директор Delonghi в Украине Михаил Покровский отмечает, что к ним за последний год таможня обращалась всего один раз. К компании Miele, по словам ее директора Игоря Макарова, обращались пять-шесть раз.

При этом в обеих компаниях подчеркивают, что продукция их торговых марок в Украине присутствует. И это является результатом либо "параллельного" импорта (ввоза оригинального товара, который был введен в оборот в другой стране, без разрешения правообладателя в Украине; такая деятельность является легальной в нашей стране), либо контрабанды.

К чему весь сыр-бор?

Украина до конца 2017 года должна имплементировать в свое законодательство регламент Евросоюза №608/2013 по вопросам таможенного обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности. Этот регламент фактически предусматривает отказ от контроля таможней "параллельной" торговли, то есть импорта в Украину с целью продаж оригинальных товаров, которые были введены в оборот на территории другой страны. Тем не менее, он обязывает закрыть доступ к рынку для подделок, бороться с незаконной торговлей, не создавая при этом барьеров для законной торговли. То есть речь идет о борьбе с контрафактом и контрабандой, а не "параллельным" импортом.

В парламенте уже зарегистрированы два разных законопроекта, которые могут имплементировать регламент ЕС. Первый, правительственный, который утверждает в Украине международный принцип исчерпания прав, а второй, депутатский, предлагает использовать национальный принцип.

Если в Украине будет работать национальный принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности, таможня при импорте иностранных товаров будет обязана в каждом случае обращаться к правообладателю торговой марки. А правообладателем иногда является компания-импортер.

"Национальный принцип по большому счету позволит, в том числе официальному представителю, идти в суд и закрывать нерадивых товарищей, которые непонятно как завозят в страну товар, который не является локализованным и может к тому же нести угрозу потребителю. Он способствует тому, чтобы рынок стал цивилизованным", — отмечает директор компании Miele и глава комитета бытовой электротехники EBA Игорь Макаров. Цена на товар, по его мнению, будет отрегулирована рынком по официальным тарифам.

Макаров также отмечает, что в случае одобрения парламентом национального принципа исчерпания прав, интернет-магазины, которые сейчас вполне легально занимаются "параллельным" импортом, будут лишены возможности продавать товар без согласия официального представителя.

"Ведь национальный принцип исчерпания права защищает интересы потребителя на этой территории и защищает интересы официального представителя производителя в Украине", — поясняет директор Miele. Вместе с тем, он отмечает, что "параллельного" импорта в Украине немного, а реальной проблемой является нелегальный ввоз и контрабанда.

Министерство экономразвития в свою очередь критикует национальный принцип. По мнению чиновников, он может создать монополию на рынке импорта товаров, ограничив конкуренцию. Поэтому правительство и внесло свой законопроект, который предлагает применять международный принцип, согласно которому правомерно приобретенный товар в другой стране можно ввозить в Украину, в том числе и в коммерческих целях.

Что с поставками для физлиц?

После того, как парламент определится с принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности в Украине, физлицам едва ли будет угрожать запрет на ввоз товаров. Ведь законодательство предусматривает, что таможенники не могут останавливать оформление товаров, если он ввозится в страну для личного использования. При этом стоимость таких товаров не должна превышать 500 евро.

Если же у таможенников есть подозрение, что товар, который ввозит физлицо, является поддельным, тогда включается правообладатель. Оригинальные товары физлица могут ввезти без каких-либо проблем.