- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Закроет ли Ринат Ахметов розничную сеть "Брусничка"
"К сожалению, "Украинскому ритейлу" (управляющей компании розничной сети "Брусничка" — Delo.ua) пришлось закрыть нерентабельные магазины из-за потери ключевых для бизнеса регионов в 2014-2015 годах — Донецкой и Луганской областей, в которых находились самые крупные и успешные "Бруснички". Дополнительными объективными факторами для оптимизации сети послужило снижение потребительских настроений населения и уменьшение среднего чека в регионах присутствия", — рассказали Delo.ua в пресс-службе СКМ. Но говорить о том, что компания Рината Ахметова больше не собирается заниматься ритейлом — пока рано. Представители СКМ утверждают, что они оптимизируют бизнес и избавляются от убыточных магазинов. "Действительно, в "Украинском ритейле" в этом году принято решение уходить из убыточных магазинов: на сегодня не работает 31 торговая точка под брендом "Брусничка". В компании вынуждены были пойти на этот шаг, чтобы улучшить ликвидность розничного бизнеса. Что касается дальнейших планов, то "Украинский ритейл", работает над улучшением ликвидности розничного бизнеса", — комментируют в СКМ. Первые магазины "Бруснички" были открыты в 2007 году в Донецке, после чего сеть начала расширять свое присутствие и в других Восточных и Центральных регионах Украины с центральным офисом в Днепре. К началу 2011 года на балансе компании уже насчитывалось около 78 магазинов в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областях. Компания вытеснила из этих регионов сеть магазинов "Оливье", а 22 торговые точки начали работу в помещениях сети Varus-Express. В 2014 году сеть насчитывала уже 135 магазинов "Брусничка" с учетом 9 магазинов в новой для себя Полтавской области. В 2015 году во время активных боевых действий на Востоке Украины бизнес Ахметова, как и многих других предпринимателей, находился под большой угрозой, поэтому компания приняла решение закрыть 54 действующих магазина, которые были расположены на оккупированной территории Луганской и Донецкой областей. В итоге у компании остался 101 магазин. В начале 2019 года компания закрыла еще 31 торговую точку, а на сегодняшний день под торговой маркой "Брусничка" работает лишь 31 магазин. О том, что сеть столкнулась с трудностями, свидетельствуют и судебные дела. В "Едином государственном реестре судебных решений" можно найти десятки дел об исковых заявлениях со стороны поставщиков в адрес "Украинского ритейла". Некоторые судебные разбирательства уже рассмотрены и приняты решения не в пользу "Украинского ритейла". Например, Дело №908/463/19 от 02.05.2019 года гласит о том, что 26.02.2019 в хозяйственный суд Запорожской области поступило заявление от "Киевского картонно-бумажного комбината" (ККБК) к компании "Украинский Ритейл" (г. Запорожье) о взыскании 466 622,56 грн основного долга, 23 462,68 грн пени и 1955,22 грн 3% годовых. В пояснении отмечено, что данную сумму компания задолжала ККБК за поставленную продукцию. В августе текущего года было принято решение в пользу ККБК. Компания "Птахкомплекс "Днепровский" выиграла спор о взыскании суммы основного долга по договору поставки №П1207 от 01.05.2013 в размере 1 849 985,85 грн, плюс суммы судебных издержек и инфляции. По мнению директора Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, большая часть ритейла выживает за счет того, что во-первых свою бизнес-модель собственники компании должны развивать за счет больших городов. Если компания намерена развиваться на региональном уровне, то нужно как минимум открыть 20 магазинов, чтобы бизнес не был убыточным. Во-вторых, подобные суммы задолженности за поставку товара есть практически у каждой ритейл-компании, и такие задолженности, как имеет "Брусничка", это не так уж и много в реалиях ритейла. Многие компании работают по принципу покупки товара в долг без возвращения суммы, указанной в договоре. В итоге компания может объявить о банкротстве или оформить фиктивное банкротство, а также переоформить бизнес на другое юридическое лицо. Ситуация с "Брусничкой" может развиваться по любому сценарию. Но по словам опрошенных Delo.ua экспертов, скорее всего, группа в данный момент пересматривает свою стратегию развития и сконцентрируется на тестировании двух направлений — либо будет делать ставку на большие города-миллионники, либо развивать формат "магазин у дома", но опять же в городах с большой численностью населения, а не в маленьких областных центрах. Наталья Лошакова, Delo.ua