НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Заслуженно ли Райвис Вецкаганс остается руководить АМПУ

Райвис Вецкаганс. Фото: АМПУ
Райвис Вецкаганс. Фото: АМПУ
Несмотря на кадровую революцию в морской отрасли, успешно реализуемую новым министерством, центральный офис Администрации морских портов Украины остается нетронутым. Для украинских портов это — плохая новость

Октябрь 2019 года ознаменовался массовыми чистками в морской отрасли, которые провел новый министр инфраструктуры Владислав Криклий. Список увольнений оказался внушительным: своих должностей один за другим лишились руководители всех крупных филиалов АМПУ, а также госпортов и других ведомств.   

Лишь одна ключевая фигура на украинском море по-прежнему остается на плаву — Райвис Вецкаганс, с 2017 года возглавляющий Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Почему это ведомство так важно для украинских портов? 

Исполнитель обязанностей

Райвис Вецкаганс все три года возглавляет АМПУ в статусе исполняющего обязанности. И это не просто незначительная формальность. Для назначения руководителя АМПУ с полноценным контрактом действующее законодательство требует проведения конкурса. Но долгое время у министерства инфраструктуры до этого конкурса почему-то не доходили руки. "Разрабатываются требования, критерии для такой должности", — заявлял и в 2017, и в 2018 году тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Эксперты же видят другие причины такого затягивания. "Чиновника (в статусе и.о.) очень легко держать на крючке, легче выводить из предприятия деньги. Таких примеров, к сожалению, в отрасли очень много", — объясняет экс-депутат Сергей Лещенко. Он же называет предполагаемых кураторов Райвиса Вецкаганса. "Среди заместителей председателя АМПУ — интересные люди. Один из них — Николай Полторацкий, ставленник компании "Портинвест Лоджистикс", — отмечает он.

Слова Лещенко подтверждают и портовики. По их словам, назначение Райвиса лоббировал СКМ, в структуру которого входит крупный стивидор "Портинвест Лоджистикс".

Поэтому конкурс по назначению официального главы АМПУ необходим как минимум для того, чтобы туда пришел независимый специалист. "Потому что пока практика украинская, к сожалению, такова, что приходят люди, которые представляют интересы тех, кто их продвинул и назначил, а не отрасли и украинского народа", — отмечает экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Впрочем, связи с "Портинвестом" — лишь один из поводов для беспокойства. В послужном списке Райвиса Вецкаганса есть и другие сомнительные достижения.

На широкую ногу

"Я выступаю за то, чтобы зарплаты портовиков были рыночными и реально соответствовали вкладу каждого специалиста в общее дело", — с таких слов латышский гость начинал свою работу в АМПУ. С обещанием он справился быстро. Правда, повезло не всем.

Первый зампредседателя АМПУ получает 280 тысяч грн в месяц — это только оклад без надбавок и премий. Заместители (а их у главы АМПУ аж шесть) — по 260 тысяч грн в месяц.

Сколько получает сам Райвис Вецкаганс — неизвестно. Эта информация засекречена. Добыть ее не удалось даже народным депутатам, которые с соответствующим запросом обращались и в Мининфраструктуры, и в саму АМПУ.

Кроме того, за последние годы председатель АМПУ увеличил аппарат ведомства более чем на половину — до 270 человек, установив среднюю зарплату на уровне 80-100 тысяч грн. А вот в филиалах, которые находятся непосредственно в портах, обеспечивают их работу и поступления в бюджет, средняя зарплата заморожена на уровне 9 тыс грн.

Если посмотреть на финансовый план организации на текущий год, то расходов стало больше, а качество работы — ухудшилось. Например, затраты на оплату труда составляют 2,5 млрд грн (на 42% больше, чем в 2018 году). Выросли затраты на служебные авто (на 31%, достигнув 32 млн грн), на командировки — до 10 млн грн, на связь — до 4,8 млн грн. Конечно, никаких обоснований увеличения расходов никто не приводит.

При Райвисе Вецкагансе штат АМПУ вырос очень существенно и, в основном, за счет админперсонала. Администрация превратилась в громоздкую структуру. Правда, не так давно и.о. главы ведомства заявил, что планирует сократить почти 30% сотрудников для оптимизации административных расходов. Видимо почувствовал, что над ним сгущаются тучи…

Александр Захаров, основатель общественного движения "Нет коррупции на транспорте", добавляет к этому еще и аренду неоправданно дорогого офиса в Киеве. "Постоянно идут тендеры на его дооборудование по 10 млн грн. Устанавливают дорогое видеонаблюдение, ездят в нескончаемые командировки за границу, которые никому не нужны. Расходы такие, что я не знаю, как на это смотрит НАБУ", — говорит он.

Скандал на скандале 

Последние несколько лет отрасль буквально трясет от скандалов разного уровня гласности. Незаконные проверки экологических служб, из-за которых иностранные суда на долгое время задерживались в портах, спекуляции с государственными буксирами, забастовки сотрудников охраны портов, которые не согласны с решением остаться без работы. Пожалуй, об этом слышали даже люди, далекие от портовой отрасли и сферы морских грузоперевозок. 

Во всех описанных историях АМПУ всегда держалось в стороне и от комментариев воздерживалась, хотя, казалось бы, имеет непосредственное влияние на многие процессы в портах. Более того, некоторые из описанных схем непосредственно руководителями филиалов АМПУ и реализовывались — например, та же буксирная "война", в принципе, возникла из-за близости незаконно использующей госимущество прокладки к Игорю Ткачуку, руководителю АМПУ Одесса. 

Игорь Ткачук новым министром уволен, но его кейс наглядно демонстрирует нам одно — Райвис Вецкаганс не имеет никакого влияния на собственных подчиненных в регионах. Не лучший "звоночек" для государственного предприятия, которое управляет миллиардными доходами. 

Некоторые из "темных" пятен в истории АМПУ все еще остаются незакрытыми. К примеру, недавно Администрация решила купить землесос за $30 млн. И почему-то не захотела привлекать к этому лишнее внимание — информацию о сделке можно найти только на сайте ProZorro(да и то, если хорошо поискать), но не на странице самой АМПУ. По словам участников рынка, эта сделка имеет все признаки коррупции. 

Землесос применяется для сложнейших дноуглубительных работ. Чтобы управлять им, нужна дополнительная компетенция, которой у украинских специалистов, скорей всего, нет. И землесос, по большому счету, может оказаться ширмой, за которой прячется очередная возможность "распилить" немаленький бюджет.

В ожидании инвесторов

Не удалось Райвису Вецкагансу справиться и с еще одной поставленной перед ним задачей — привлечь крупных иностранных инвесторов в инфраструктуру Украины. 

Из года в год срывались планы по капитальным инвестициям самой АМПУ. К примеру, в 2018 году показатель выполнения составил всего 45%. Львиную долю денег, предназначенных для реализации инфраструктурных проектов, руководство АМПУ предпочитало держать на депозитах в государственных банках.

Обещанный новой властью экономический рост в Украине невозможен без инвестиций. И чем дольше откладывается конкурс на должность главы АМПУ, тем меньше шансов привлечь инвесторов в портовую отрасль. Крупные транснациональные компании привыкли играть по понятным и прозрачным правилам. По которым Райвис Вецкаганс, похоже, играть не хочет.

Дмитрий Филипенко