Борьба с налоговыми уклонистами: G20 играет по-крупному

Этой осенью в австралийском городе Кэрнсе произошла судьбоносная встреча министров финансов "большой двадцатки"

Члены G20 одобрили первый этап двухлетнего плана по борьбе с уклонением от уплаты налогов (т.н. BEPS), который разработан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А в октябре ОЭСР выпустила собрание комментариев экспертов, которые касаются 11 пункта этого плана и предусматривают разработку методов сбора и анализа данных по BEPS и их реализацию.

Невзирая на достаточно витиеватую формулировку, данная публикация — это еще один шаг в борьбе с пробелами и нестыковками в налоговом законодательстве разных стран. Хотя и далеко не первая попытка мирового сообщества воевать с низконалоговыми юрисдикциями. Мировой кризис, нагрянувший в 2008 году, заставил мировых лидеров искать деньги именно в подобных "гаванях". А уже в 2009 году ОЭСР поделила страны, известные своим лояльным налоговым законодательством, на 3 категории (они получили условное разделение на "белый", "серый" и "черный" списки) в соответствии со стандартами обмена налоговой информацией. Чем "темнее" юрисдикция, тем больше данных о ее резидентах запрашивают контролирующие и налоговые органы.

2013 год запомнился скандалом, когда Международный консорциум журналистики (ICIJ), специализирующийся на расследованиях, выложил в свободный доступ информацию о 120 тыс. офшорных компаний, зарегистрированных преимущественно на Британских Виргинских островах. Этот прецедент стал очередным толчком для мировых лидеров, которые заявили о своих масштабных планах по борьбе с уклонистами еще на прошлом саммите G20, прошедшем в Санкт-Петербурге. Именно там ОЭСР было поручено разработать конкретные для этого меры, которые трансформировались в так называемый "проект BEPS" одобренный в Кэрнсе.

Какой же рецепт борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения предлагают в G20? План BEPS включает 15 направлений, разъяснения по 7 из которых были представлены в 2014 году.

Во-первых, в ОЭСР намерены внедрить унифицированные формы налоговой отчетности, в которых, в том числе, будут отображаться суммы налоговых поступлений от различных юрисдикций.

Во-вторых, в докладе идет речь об ограничениях по применению налоговых льгот, что теоретически должно ликвидировать транзакции и сделки, при которых налогообложение в принципе отсутствует.

В-третьих, согласно рекомендациям ОЭСР, ужесточается регулирование трансфертного ценообразования. В частности, это будет достигнуто за счет новой, трехуровневой системы отчетности. В первом блоке документов указывается информация о глобальных операциях; во втором отображаются данные о сделках, относящихся к конкретной стране; а третий блок отчетности обяжет налогоплательщиков раскрывать информацию, которая касается объема выручки, прибыли или убытка до налогообложения, уплаченных налогов и т.д.

Не менее важным на сегодняшний день, без сомнения, является первый пункт плана BEPS, направленный на устранение проблем в сфере налогообложения IT, в частности проблемы уклонения от уплаты налогов компаний работающих в сфере цифровых технологий, для которых не существует совершенных налоговых правил.

Согласно плану ОЭСР, необходимо ввести новые налоги для такого вида бизнеса, а также позаботиться о правилах определения "достаточности присутствия" в юрисдикциях тех или иных компаний.

Министры "двадцатки" также утвердили единый стандарт обмена данными о налогоплательщиках, который хотят внедрить в 2017 году, и договорились перейти к автоматическому обмену финансовыми сведениями в 2018 году.

Следует отметить, что директивы ОЭСР подчеркивают уже существующие тренды антиофшоризации, и в законодательство разных стран не первый год вносятся изменения.

К таким новациям можно отнести принятие Британией в 2012 году общих правил против финансовых злоупотреблений (GAAR); введение так называемого налога на финансовые транзакции Францией, Германией и другими членами ЕС в 2012–2013 годах; декрет, который вступил в 2014 году в Нидерландах, ужесточающий требования присутствия для компаний, занимающихся внутригрупповым финансированием и лицензионной деятельностью (Декрет Министерства Финансов Нидерландов от 18 декабря 2013 года), а также решение о создании единой системы контроля уплаты налогов внутри Евросоюза, предполагающей открытие баз данных налоговых органов стран ЕС.

На постсоветском пространстве деофшоризация (именно этот термин, внедренный правительством РФ, употребляется в отношении стран СНГ) имеет свои отличительные черты. К примеру, в Беларуси существует спецналог на финансовые операции с офшорами (глава 24 Налогового кодекса Республики Беларусь), в Казахстане — запрет на вычет некоторых видов расходов, понесенных в пользу компаний-нерезидентов, а в помянутой уже России усилена ответственность за сотрудничество с представителями низконалоговых юрисдикций.

Сколь ощутимо отразятся на Украине все эти тенденции в целом, и последние решения "большой двадцатки", в частности, вопрос открытый.

Например, в нашей стране закон о трансфертном ценообразовании вступил в силу в сентябре 2013 года и стал головной болью для крупных предприятий, которые должны были подать соответствующую отчетность до 1 мая 2014 года. В итоге сроки предоставления данных перенесли на 5 месяцев, что несколько успокоило бизнес. Однако такая реакция обнажила достаточно важную проблему: ни украинские компании, ни фискальные органы пока что не готовы к глубоким изменениям в трансфертном ценообразовании, которые в том числе предлагают в ОЭСР.

Что касается глобального стремления к прозрачности, то и здесь Украине придется постараться не меньше.

Ведь в национальном законодательстве существуют значительные пробелы на уровне определения отдельных понятий и инструментов (например, термина "бенефициар"). Это может существенно усложнить процесс обмена информацией с другими странами, а, значит, замедлить распространение глобальных правовых норм на территорию нашей страны. И ни для кого не секрет, что именно несовершенство отечественного законодательства подводит предпринимателей к необходимости выживать, в то время как грамотное налоговое планирование позволяет бизнесу сохранять финансовую устойчивость и развиваться.

Стоит подчеркнуть, что кроме всего прочего решения ОЭСР носят рекомендательный характер. И пусть украинский премьер Арсений Яценюк на днях и анонсировал конец оффшорной эры в Украине, имплементация инициатив организации в Украине займет не один год, а, возможно, и десятилетие.