- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Чему научились преподаватели Нова пошта Business School у студентов-предпринимателей
Уже месяц прошел с момента встречи дипломантов образовательного проекта для малого и среднего бизнеса Нова пошта Business School. Интенсив из восьми занятий в четырех городах не прошел даром. Поначалу у многих студентов были заниженные ожидания — школа-то бесплатная. Но, посетив одно занятие, были в полном восторге. "Думал, ерунда все это. Но вы так зарядили нас, что ждал следующих занятий с нетерпением. В эти выходные я пошел в школу, а не на встречу с друзьями. Жду следующих встреч!" — отметил студент Сергей Пронин.
Школа закончилась, и студенты уже скучают по субботним занятиям. А что же преподаватели курса? Тоже скучают. У каждого из них остался свой багаж, полученный при общении с предпринимателями. Что нового почерпнули для себя они, делясь знаниями со студентами и общаясь в неформальной обстановке?
Мы задали всем преподавателям несколько вопросов:
- Что больше всего запомнилось?
- Самое яркое воспоминание или инсайт?
- Какой самый интересный вопрос или ответ?
- Какие были открытия и что было самым вдохновляющим?
Некоторые ответы оказались довольно неожиданными.
Юлия Габ, преподаватель модуля "Маркетинг до старта"
Самое яркое впечатление — люди, которые, если им не мешать, сами себе на хлеб с маслом заработают, рабочие места создадут и экономику поднимут. А если им еще и помочь заполнить пробелы в функциональных знаниях, они вообще построят "город-сад". Самый запомнившийся вопрос повторялся в каждом городе: "Что читать и где учиться дальше?". А интересных и нестандартных ответов было много.
Инсайты были после каждого города, и после каждого города я немного меняла контент. Запомнилось и то, как много теплых слов было сказано. Я немало ездила по разным странам с тренингами, работала в командах с тренерами из разных стран. В профессиональном комьюнити об участниках из постсоветских стран сложился стереотип как об очень сдержанных и неинтересных тренерах. Но то, как много людей подходили просто сказать спасибо, очень тронуло и вдохновило.
Елена Сиукаева, преподаватель модуля "Экономика предприятия"
В Одессе я рассказывала о кейсе, что некий предприниматель не учитывал свою зарплату, зарплату жены (у них семейный бизнес), затраты на свою машину в бюджете предприятия. И говорю: "Вот если вы уйдете из бизнеса, возьмете наемного директора, а прибыль сильно снизится. Кто будет в этом виноват?". Ожидала ответ, что директор. А мне отвечают: "Жена".
Самый интересный вопрос? Наверное, когда во Львове спросили, можно ли найти альтернативу программе 1С. Невозможно ответить, что да, есть такая программа, и в этом заложена мина. Все вопросы в основном были: "Зачем мы это делаем? Зачем вы нам это рассказываете?". К обеду эти вопросы исчезали, а к вечеру звучало: "Почему вы нам так мало рассказали?".
Во всех городах студенты с высшим образованием говорили, что экономику проходили в институте, но никогда не думали, что это нужно. И даже сейчас, занимаясь бизнесом, об этом не задумывались.
Самое вдохновляющее — это глаза людей и их работа с кейсом. Во Львове одна студентка удивлялась, неужели так просто посчитать точку безубыточности? Да, это просто. Увидеть реакцию, когда предприниматели понимают, что все можно посчитать, что это не китайская грамота. Это очень вдохновляло.
Я понимала, что у нас невысокий уровень финансовой грамотности, но то, что он низок, было для меня неприятным открытием. А приятным открытием было то, что люди при небольшом толчке начинают быстро двигаться. Я давала азы, и мне было немного стыдно, что я рассказываю о таких вещах и на меня смотрят как на мессию. Но в то же время понимала, что на основании этой информации люди могут сделать много. Предпринимательская жилка очень активная, сильная, немного не хватает системных знаний.
Андрей Погорелый, преподаватель модуля " IT "
Больше всего мне запомнилась атмосфера неуемного желания знаний и практических советов в каждом городе. Несмотря на сложную ситуацию в стране, у нас есть молодые предприниматели, которые будут строить Украину. Это не вызывает сомнений.
Интересные вопросы были в каждом городе, но самый уникальный задали во Львове: "Что нужно сделать, чтобы закрыть определенный сайт, нарушающий закон?". Т.е. слушатель в этот момент думал о том, не как сделать свой бизнес лучше, а как сделать городу и стране лучше.
Ярких воспоминаний много, но, наверное, самое необычное, когда студенты в Харькове не отпускали после лекции и мы чуть не опоздали на поезд. А вдохновляющим опытом я бы назвал самоорганизацию группы в Днепре во время обеденного перерыва, когда они начали обсуждать бизнес-вопросы в формате лекции. Это было потрясающе.
Для себя я сделал два открытия. Первое — я не был в Одесе около 15 лет, выросло практически новое поколение, но юмор и взгляд на вещи остались одесскими. А второе — у нас есть много инновационных молодых людей с предпринимательским складом ума. И они хотят что-то делать. Это важно! Им необходимо одно — создать условия со стороны государства, которые будут их мотивировать развивать свой бизнес. Или хотя бы не мешать.
Николай Назаров, преподаватель модуля " IT "
- Разница в темпераменте и видении ведения бизнеса в зависимости от региона.
- Яркий слушатель из Одессы, которого отметили все преподаватели. Задавал много вопросов:)
- Самым интересным вопросом для меня был о грамотной организации платежей на сайте.
- Вдохновило общение с совершенно разными группами студентов.
Игорь Дидок, преподаватель модуля "Маркетинг: от нейминга до лонча"
Это мой первый опыт преподавания и модерации такого количества людей в группах. Раньше я выступал на сцене не более часа в формате спича, поэтому подготовка и проведение 8-часового обучающего курса были для меня настоящим вызовом. Так что личных инсайтов я получил предостаточно. Меня вдохновляют люди, которые берут на себя риск и двигаются вперед, несмотря на преграды, сложности и неустройство. Я очень хочу, чтобы у них все получилось.
Конечно же, запомнился калейдоскоп людей, городов, дней. Люди — которые хотят и делают, города — с разной энергетикой и темпом, дни — одинаково короткие и насыщенные. Самым ярким воспоминанием был первый мой модуль в Одессе. Температура, бессонная ночь и самые высокие оценки группы из всех городов в результате.
Самый интересный вопрос? Наверное, это даже не вопрос, а мольба "астанавитесь!", когда я раскрывал внутренний мир украинских подростков на примере музыки и клипов, найденных на их мобильных телефонах и в плей-листах "ВКонтакте".
Елена Кропивянская, преподаватель модуля " HR "
Запомнились глаза и лица, неподдельный интерес и сумасшедшая вовлеченность. Когда ты отвечаешь сам за себя, когда, в отличие от больших корпораций, маленькая ошибка может стоить очень дорого, но ты не закрываешься, а слушаешь, сомневаешься, пробуешь и принимаешь… И основное впечатление — какие замечательные у нас люди, какая невероятная смелость и хрупкость, достоинство и дерзость. Они никем и ничем не защищены, но их глаза горят, а руки делают, они мечтают и смеются, они не боятся.
Мой вдохновляющий опыт — это на 100% вовлеченная аудитория, которая слушает и слышит, спорит и сомневается, ломает собственные шаблоны и никогда не теряет чувства юмора.
Александр Степанов, преподаватель модуля "Продажи"
Запомнился высокий уровень ответственности участников, а также тот бесконечный позитив, который я получал во время лекций в четырех городах. Меня вдохновило общение с единомышленниками, командой, собственниками и топ-менеджерами "Нова пошта", учениками и лекторами проекта — они замечательные!
Из яркого: у нас появился локальный мем. Похоже, термин "причинение пользы" прижился. Я с улыбкой читал о нем в работах финалистов:)
Во время первой встречи с собственниками "Нова пошта" вместо ожидаемого прагматичного обсуждения KPI и экономических выгод проекта услышал от них о готовности к инвестициям в образовательные программы развития малого и среднего бизнеса Украины. Подобные программы необходимы, ведь это инвестиции в развитие экономики страны. Как итог: сотни людей в различных городах, ведущие свой бизнес в сложных экономических условиях, в течение нескольких месяцев без сожаления проводили все выходные за обучением.