НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

Грузинский опыт удачной налоговой революции

Джаба Эбаноидзе, экс-глава налоговой службы Грузии о том, как сократив количество платежей и ставки налогов увеличить поступления в бюджет
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В 2004 году в Грузии началась масштабная налоговая реформа, в результате которой из 26 налогов осталось только 6 — подоходный (НДФЛ), корпоративный (на прибыль предприятий), НДС, налог на собственность, таможенный налог и акцизный. Налоговая и таможенная служба были объединены и полностью автоматизированы.

Джаба Эбаноидзе был руководителем Службы доходов и одним из тех, кто внедрял реформы. Сегодня он входит в группу консультантов, которая помогает украинскому правительству в разработке налоговой реформы. Мы приведем несколько высказываний Эбандоидзе о том, что позволило сделать налоговую систему в Грузии прозрачной, легкой и эффективной.

Про социальное страхование и подоходный налог

Система социальной защиты у нас была не приоритетной, мы были больше ориентированы на развитие бизнеса. В социальной сфере были большие проблемы — из фонда соцстраха деньги просто испарялись, оседали в карманах чиновников. Поэтому фонд был упразднен, а социальные выплаты взяло на себя государство.

Это позволило постепенно снизить общую ставку подоходного налога с 40% до 20% в период с 2004 до 2009 года. И чем меньше становилась ставка, тем больше доходов получал госбюджет. В итоге, налоговые поступления с 2003 года увеличились в 20 раз.

Сперва мы, конечно, улучшили администрирование, начали бороться с "ямами" и с коррупцией на таможне. Как только начали поступать деньги, мы снизили ставки.

Про доверие к Службе доходов

Поначалу мы столкнулись с недоверием — бизнес считал, что СД его не трогает, потому что сидит в засаде и выжидает. Тогда мы наняли молодых людей и учредили институт окружного налогового офицера. У каждого из офицеров был свой район и карта, на которой были отмечены мелкие и средние предприниматели. 2 раза в месяц он должен был заходить к подопечным и смотреть, как у них дела.

Вначале предприниматели косо смотрели на них, но через месяц-два у каждого был номер окружного офицера. Бизнес сам звонил и просил зайти проконсультировать. Они стали очень популярны, доверие к налоговой службе стало выше.

Про электронные системы

Бумажные варианты не дают ничего хорошего. Это поле для коррупции и лишняя работа. Мы сделали полностью электронную налоговую систему. Для этого мы создали IT-отдел, наняли хороших квалифицированных сотрудников и платили им очень высокие зарплаты. Моя зарплата, как руководителя, была временами меньше, чем у IT-специалистов.

У каждого плательщика теперь есть электронная налоговая учетная карточка и электронный кабинет, в котором отображается вся информация — декларации, налоги, штрафы и пени. Если меняются налоговые нормы или какие-то порядки — плательщик видит сообщение сразу, как только заходит в кабинет.

Ведется электронный учет правонарушений. Система автоматически определяет просрочку уплаты, начисляет штраф и сообщает об этом плательщику. С инспектором договориться можно, с системой — нет. Это позволило нам серьезно снизить коррупцию и побороть бюрократию.

Электронизация позволяет следить за движением товаров по всей стране.
Электронные транспортные накладные позволили, не останавливая транспортное средство, проверить, выписана ли накладная на данную машину и, в случае несоответствия данных, — реагировать. Эта система дает около 40 млн лари (около 300 млн гривень) каждый месяц в бюджет.

Про систему ответственности

Я либерал, поэтому уверен, что лучше вводить штрафы и даже большие штрафы, чем сажать в тюрьму. Раньше у нас порог уголовной ответственности был на уровне $30 тыс., для большой компании это ошибка в одной запятой.

Потом система принудительных мер была автоматизирована: если налог не уплачен, она сама искала в каком банке у должника счет и замораживала соответствующую сумму. Если же остатки по счетам не покрывают налоговых обязательств и штрафов, накладывался арест на имущество. Все это происходит за несколько минут, без вмешательства исполнительной службы. После погашения задолженности принудительные меры автоматически снимаются.

Это очень стимулирует к дисциплине — легче заплатить самому десятки тысяч, чем столкнуться с арестом имущества на миллионы.

Про РРО

Мы всех перевели на кассовые аппараты с GPRS. Даже на рынках продавцы научились пользоваться РРО. Не могу похвастаться, что все они постоянно выбивают чеки: если они вас знают, и уверены, что вы не налоговый инспектор — скорее всего чек не выбьют, но незнакомцев боятся. Через GPRS-канал в систему постоянно поступает информация. Мы можем видеть, кто проводит через кассовый аппарат каждый чек, а кто мухлюет и проводит весть дневной оборот в 9 вечера.

Про контрафактный алкоголь

У нас было около 20-30% "левака". Мы ввели электронный акциз. Не скажу что это помогает избавиться от контрабанды, но зато работает для внутренней продукции. Сейчас на производстве каждой бутылке присваивается уникальный номер и производить "левак" в Грузии невозможно.

Про альтернативный аудит

Альтернативный налоговый аудит проводят частные компании. Запуская это мы не думали о фискальных выгодах, суть была в другом. Когда я работал частном секторе, налоговый аудитор ни в одном отчете не мог предсказать, как отреагирует проверяющий налоговый инспектор, найдет что-то или нет. Во многих пунктах Налогового кодекса были двойные интерпретации и это создавало проблемы для бизнеса при проверках.

Сначала все скептически смотрели на эту идею, но через 2-3 месяца наши инспектора и частные аудиторы заговорили на одном языке, это позволило выявить много проблем и качественно улучшить налоговый кодекс.

Мы не раздавали лицензии аудиторским компаниям, они могли зарегистрироваться на сайте и в соответствии с критериями проверять малый, средний или крупный бизнес. Понятно, что Большая четверка проверяла самые большие компании. Кто именно его проверяет, бизнес мог выбрать сам.