НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Как деофшоризация изменит налог на прибыль

Почему глобальная деофшоризация и BEPS ставят под сомнение традиционные корпоративные налоги
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На прошлой неделе правительство Венгрии заявило о намерении унифицировать и снизить ставку налога на прибыль компаний до 9% с 2017 года. Таким образом, корпоративный налог в Венгрии станет самым низким среди стран Евросоюза — ниже, чем болгарские 10% и ирландские 12,5%. По мнению правительства, такой шаг позволит привлечь в страну больше прямых иностранных инвестиций.

В свете расширения географии проекта ОЭСР по противодействию размытию налоговой базы и выведению прибыли (план BEPS) такое решение Венгрии выглядит логичным продолжением происходящего. Конечная цель BEPS — создать такую международную систему контроля налогообложения транснациональных компаний, которая позволит облагать прибыль исключительно в тех юрисдикциях, где она генерируется. На сегодняшний день к плану присоединилось более 80 стран, а в следующем году присоединится и Украина. Большинство шагов, которые страны-участники обязуются имплементировать, касаются раскрытия и обмена информацией, пересмотра двухсторонних договоров об избежании двойного налогообложения и контроля за трансфертным ценообразованием. Со временем, когда все страны постепенно внедрят новые нормы, использование схем агрессивного налогового планирования станет сложным и неоправданным, что полностью изменит подход к структурированию бизнеса, а использование офшорных юрисдикций останется в прошлом.

Так, для того чтобы воспользоваться преимуществами юрисдикций с благоприятным налоговым климатом, теперь придется реально вести на их территориях хозяйственную деятельность и содержать штат сотрудников. Это, в свою очередь, изменит политику отдельных стран в части привлечения инвестиций в целом и налогообложения прибыли в частности.

Берт Брис, старший налоговый экономист ОЭСР, высказал предположение, что отдельные страны неизбежно будут предлагать лучшие условия, в них будет лучше бизнес-климат, чем в других странах. Поэтому в результате мы увидим изменение поведения бизнеса.

"Что это значит для налоговой системы и уровня корпоративных налогов? Мы уже видим, что ставки снижаются. В будущем мы увидим конкуренцию за компетентных работников, которые будут находиться в тех юрисдикциях, которые способствуют экономическому росту, где больше экономической активности и налоговая система более выгодна. В мире после BEPS стране будет крайне важно создать конкурентоспособную налоговую систему, которая будет способствовать экономической активности. Налоговую систему, дружественную к бизнесу", — сказал Брис во время круглого стола, посвященного деофшоризации.

При этом правительства сами будут инициировать изменения в налоговом законодательстве, как это произошло в Венгрии. ОЭСР не указывает странам-членам, что они должны делать со своей налоговой системой, она лишь дает рекомендации и советы. Главный посыл заключается в том, что система должна быть справедливой и понятной, не должна толкать людей на поиск путей ее обхода. Как правило, такая система предполагает широкую базу налогообложения, отсутствие исключений, специальных льгот и послаблений, а также равные для всех, но низкие ставки.

Польский налоговый юрист Януш Фишер, который участвовал в той же дискуссии о деофшоризации, считает, что система должна быть дружественной к бизнесу и BEPS будет лишь условием, а не угрозой: "Не пистолетом, приставленным к голове, а инструментом, который может быть использован для закрытия схем, которые слишком искусственны и агрессивны. К сожалению, налоговые системы в Восточной Европе не дружественны к бизнесу".

Раньше многие структуры строились исключительно с целью минимизации налоговой нагрузки, сейчас на первое место выходит суть. Не важно, в какой форме существует бизнес — важно, что он из себя представляет. И это определяет будущее налогового планирования.

Фишер: "Если у вас рассредоточены люди и ресурсы — это не проблема, проблема — это искусственные офшорные структуры. Налоги не должны поощрять делать то, чего вы бы не делали без них".

В условиях BEPS Украина тоже могла бы себе позволить снизить налог на прибыль. Но в отличие от Венгрии или Болгарии, в нашей стране снижение ставок важнее для внутреннего бизнеса даже в большей степени, чем для привлечения инвестиций. "Украина — хороший пример того, для чего нужен BEPS. У нас каждый более или менее серьезный бизнесмен владеет офшорной компанией, и не одной, при этом вся экономическая деятельность осуществляется в Украине. Цель этих структур только в том, чтобы за счет отчислений и роялти вывести прибыль, которую мы потом снова получаем в виде инвестиций", — объяснил замглавы налогового комитета Верховной Рады Андрей Журжий. На сегодняшний день это позволяет быть более конкурентным по отношению к остальному украинскому бизнесу, который и вовсе "черный". Поэтому так важно, с точки зрения конкуренции, найти в Украине тот баланс, при котором отечественный бизнес и международные инвесторы смогут вести здесь деятельность и не использовать агрессивные схемы налогового планирования и при этом оставаться конкурентными.

Иллюстрируя печальную ситуацию с корпоративным налогом в Украине, Журжий приводит впечатляющую цифру: в 2015 году 0,04% плательщиков сформировали 80% поступлений. Лишь одна компания, "Криворожсталь", обеспечила в прошлом году 10% всех поступлений.

Конкурировать с другими странами можно не только ставкой, но и самим принципом налогообложения прибыли. В прошлом году, когда велась горячая дискуссия между Парламентским комитетом и Кабмином вокруг налоговой реформы, комитет выступал за трансформацию классического налога на прибыль в налогообложение выведенного капитала, но Министерство финансов резко критиковало эту идею. Новое правительство уже не исключает такой трансформации в будущем.

Идея в том, чтобы государство не облагало прибыль компании до момента ее распределения, позволяя инвестировать в новое производство. "Для государства это выгодно, потому что новое производство — это дополнительные поступления налога на добавленную стоимость и новые рабочие места, следовательно — поступления от налогов на зарплату", — уверен Журжий. Что касается бизнеса, это лишает его необходимости использовать офшоры и оптимизировать налог через фиктивные сделки. Если при этом будет работать обмен налоговой информацией, который предполагает план BEPS, это предотвратит отток прибыли в офшоры, то есть облагаться налогом компании будут умеренно, но все.

Критики инициативы отмечают, что налог на распределенную прибыль используют лишь в одной стране — в Эстонии, хотя с 2017 года к эксперименту планирует присоединиться Грузия. Налоговые системы "богатых" стран ЕС функционируют давно и успешно, они достаточно закостенелые и плохо поддаются реформированию, тогда как переходные экономики имеют больший простор для маневра — им ломать особо нечего. Тем более что ОЭСР достаточно спокойно отнеслась к решению Эстонии — по словам Бриса, не имеет значения, какова система налогообложения прибыли в отдельной стране, если она применяется в равной степени ко всем субъектам и государство в состоянии ее нормально администрировать.