НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Как найти инвестора в Кремниевой долине – эксперт

Основная проблема предпринимателей – выходцев из стран СНГ при поиске инвестиций за рубежом – нацеленность бизнеса на местный рынок и отсутствие культуры по работе с инвесторами

Основная проблема большинства украинских стартаперов, представляющих свои идеи перед инвесторами нежелание принимать правила, по которым живет мировой рынок инвестиций. Об этих и других ошибках начинающих предпринимателей в интервью «Делу» рассказала основатель конкурса «Инновационный прорыв 2011. Год информационных технологий» Анна Дегтерева.

 По опыту предыдущих трех лет существования конкурса видно, что лишь небольшой процент украинских проектов способны получить инвестиции в Кремниевой долине, рассказывает Дегтерева.  

«Не все проекты находят деньги. Убедить инвестора в том, что ему нужно вложить свои деньги именно сюда – это сложная задача. Условно, из 20 проектов финансирование может получить один. Инвестору интересен глобальный рынок. В регионально-локальные рынки инвесторы вкладывают с меньшим интересом», - говорит эксперт.

На презентацию перед инвестором должно хватить трех минут

Кроме нацеленности на местный рынок, стартаперы делают еще массу ошибок, связанную с культурой ведения бизнеса в Украине. Проблемы возникают еще на этапе подготовки к участию в road-show – сессии представления проектов инвесторам. «Время инвесторов стоит очень дорого, и у вас есть ровно три минуты, чтобы сказать коротко и по существу  в чем суть идеи, насколько она глобальна, на какой рынок ориентирована, кто потребители, есть ли у вас команда, какое количество денег вам нужно и когда вы их вернете. Это шесть вопросов, на которые вы должны ответить», рассказывает Анна Дегтерева. По ее словам, к сожалению, многие предприниматели не умеют кратко формулировать свои мысли и за три минуты рассказать о преимуществах проекта.

«Если у вас действительно есть стоящая идея, у вас должен быть проработан бизнес-план, должно быть четкое понимание рынка и аудитории, и трех минут достаточно, чтобы на пяти слайдах показать суть проекта. Если инвестору будет интересно, он с вами встретится,  и затем уже будет вникать в детали», рассказывает Дегтерева.

 Следующая проблема отечественных стартапов – желание получить немедленную прибыль и неготовность к длинному и обстоятельному диалогу с инвестором. Эта проблема вызвана неразвитой культурой защиты своих авторских прав среди разработчиков, считает Дегтерева.

 «Первый вопрос, который возникает, когда человек говорит, что у него есть идея, в чем ваша идея? А он отвечает: сначала заплатите мне деньги, а потом я расскажу. Там с такими даже не разговаривают. На них даже не тратят время», –   говорит эксперт.

Инвесторов интересуют глобальные идеи

 Инвесторы в Силиконовой долине ведут себя совершенно иначе, нежели украинские бизнесмены, которые еще не готовы вкладывать в венчурные проекты, подразумевающие риск.  «Как обычно происходит: он дал «пять копеек», и за эти «пять копеек» положил тебе руку на горло и щупает твой пульс, когда ты эти деньги отдашь»,  иронизирует Дегтерева. 

В Кремниевой долине инвесторы вкладывают небольшие суммы сразу в несколько проектов и наблюдают, какой из стартапов принесет плоды. Они готовы к рискам, готовы потерять некоторую сумму. «Инвесторы верят в магию того, что если девять раз у тебя стартап не получился, то на десятый раз 100 % должно выстрелить»,  говорит эксперт.

Дегтерева советует начинающим бизнесменам искать хорошую команду. «Все зависит от энтузиазма человека. Инвестор всегда смотрит на команду, насколько команда горит и дышит тем делом, которым она занимается. Если он чувствует хоть какое-то сомнение на этот счет, он в жизни никогда денег не даст»,  рассказывает Дегтерева.

По ее словам, многие только по незнанию думают, что искать инвестора сложно. «Поверьте мне, в мире сейчас такое количество денег и инвесторов, которые готовы вкладывать, но их интересуют глобальные, масштабные идеи. Если уж ты пришел к инвестору, то должен знать, на каком языке с ним говорить, и понимать, что его не будут интересовать задушевные беседы – нужно говорить коротко, по делу, в чем суть, что ты хочешь, что это даст, и как ты это будешь делать»,  советует Анна Дегтерева.

Всеукраинский конкурс «Инновационный прорыв 2011. Год информационных технологий», организованный компанией Global Management Challenge, проходит под эгидой Александра Кардакова. В этом году конкурс собрал 181 заявку от украинских предпринимателей. Лучшие разработки, 20-ка финалистов, будет представлена компетентному жюри на роад-шоу в Киеве уже 16 ноября. Победитель конкурса награждается поездкой в Кремниевую долину (США, Калифорния), где сможет представить свой проект венчурным инвесторам со всего мира.