Как платить налоги, используя Интернет — опыт стартапа Taxer.ua

В Уанете появился удобный сервис налогового учета для предпринимателей, которые самостоятельно ведут бухгалтерию. О том, как сдавать отчеты в налоговую инспекцию и пенсионный фонд, не выходя из дома, "Делу" рассказал автор проекта Taxer.com.ua Сергей Паю
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Стартап Taxer.ua — веб-сервис для сдачи электронных отчетов и актуальный справочник по налоговому законодательству Украины, предназначенный для собственников мелкого бизнеса. Автор проекта программист из Харькова Сергей Паю разобрался в нюансах нового украинского законодательства по упрощенной системе налогообложения и решил поделиться знаниями с другими предпринимателями, объединив их в удобный графический сервис.

"Таксер" представляет собой визуальный справочник, который наглядно представляет все налоговые события и действия предпринимателей (заполнение отчетов и оплата счетов). Создатели проекта собрали самую полную базу реквизитов для оплаты единого налога и пенсионного взноса и наладили возможность сдачи электронных отчетов, не выходя из дома. Теперь это можно сделать через Интернет, без необходимости устанавливать специальное ПО и продираться сквозь не интуитивные настройки и шаблоны отчетов.

Об особенностях технологии "Дело" расспросило Сергея Паю.

Сергей, расскажите, как возникла идея создания сервиса?

Я был достаточно далек от современного стартап-бума и занимался совершенно другими вещами: разработкой приложений под мобильные платформы по заказу иностранных клиентов. Я работал как физическое лицо-предприниматель на упрощенной системе налогообложения. Мне нравилось быть в курсе всех аспектов своей работы, потому взаимодействием с государством в плане оплаты налогов и сдачи отчетов я занимался сам. До 2011 года налоговый учет и отчетность были несложными и отнимали немного времени.

Однако начало прошлого года принесло много изменений в законодательство, и самостоятельное изучение всех тонкостей стало отнимать значительные объемы рабочего времени. Передо мной стал выбор: продолжить разбираться во всем самому или отдать бухгалтерию в стороннюю фирму, недостатка в которых у нас в городе нет. Дотошность победила, и тогда же я понял: чтобы усилия не пропали зря, нужно всеми аккумулированными знаниями поделиться. Обдумав идею создания сайта несколько недель, я собрал всю имеющуюся у меня информацию в эксель-табличку и договорился за небольшое вознаграждение со знакомым веб-программистом оформить все это в небольшой, симпатичный и удобный сайт. Всю информацию для первой версии налогового календаря я собирал самостоятельно. Штатный бухгалтер и юрист присоединились к проекту позже, когда проект был проинвестирован.

Какой путь вы прошли от идеи до ее реализации?

Как я уже отметил выше, от идеи до начала работ прошло несколько недель. Ведь просто бухгалтерских сайтов разной величины в украинском интернет-сегменте пруд пруди. Я же хотел сделать нечто совершенно другое. Сайт о взаимодействии с государством от предпринимателя предпринимателям. Я хотел создать ресурс, который не засыпает своих читателей ненужной информацией, а совершенно четко и ясно дает инструкции: к такому-то числу оплатить столько-то, а к такому-то числу сдать такой-то отчет. Сама реализация заняла около двух недель. Мой знакомый дизайнер набросал по моим пожеланиям основную страничку сайта, программист сверстал сайт и сделал его динамическим, я внес всю необходимую предпринимателям информацию.

Какие проблемы предпринимателей решает сервис?

Сервис решает самые что ни на есть насущные проблемы предпринимателей. Идея сервиса не в копировании каждой новости с сайта налоговой администрации. Принципиально мы хотим избавить предпринимателей от необходимости обивать пороги государственных кабинетов или нанимать штатного бухгалтера.

Представьте, вы хотите открыть свой бизнес. Небольшой семейный бизнес, например, по продаже цветов. Вы нашли хороших поставщиков, сделали сайт и даже имеете маленькую, но верную аудиторию клиентов. Но тут перед вами встает проблема легализации вашей деятельности. Государство хочет налогов с вашей прибыли, и в этом нет ничего плохого. Но как именно начать вести бизнес легально? Один из вариантов — потратить несколько недель своего времени, которое вы могли бы потратить на развитие своего магазина, на изучение информации по крупицам на различных бухгалтерских форумах и потом на посещение целого набора государственных структур. Другой возможностью является обращение в бухгалтерские фирмы, которые помогут вам с регистрацией, но возьмут за это немалые деньги.

"Таксер" не только подробно расскажет, какие именно документы нужно собрать и куда нужно обращаться, но и поможет заполнить все необходимые заявления при помощи удобных веб-форм. В итоге предприниматель получает правильно заполненный комплект документов, который необходимо лишь распечатать и подписать. А при помощи электронной доставки документов, заполненную заявку можно отправить через интернет, не посещая ни одного кабинета.

Как организована электронная доставка документов?

Возможность отправлять налоговые отчеты по интернету существует в Украине уже несколько лет. Но до сих пор инструменты для этого были архаичными, а процедура формирования и отправки электронных отчетов были далеко не тривиальны. И сейчас в интернете ходят многостраничные инструкции о том, какую программу скачать, что ввести, как настроить и что делать, если ничего не работает. Для многих предпринимателей, далеких от современных технологий, это заканчивалось если не наймом бухгалтера, то поисками "компьютерщика", который все настроит. И это не говоря о таких очевидных ограничениях, как работа программ только в одной операционной системе Windows или необходимость постоянных обновлений.

В "Таксере" мы используем самые современные технологии, поэтому нашим пользователям для формирования и отправки отчетов не нужно ставить никаких сторонних программ. "Таксер" — это веб-приложение, поэтому работает прямо в браузере и, соответственно, в любой операционной системе. Приятным дополнением является хранение всех пользовательских отчетов на нашем сервере. Таким образом, предприниматель может просмотреть предыдущие отчеты и отправить новый, находясь даже далеко от своего компьютера, например, в отпуске или командировке.

Как сервис будет подстраиваться под изменения в налоговом законодательстве?

За последнее время правительство дважды вносило существенные поправки в налоговый кодекс. Оба раза предприниматели вынуждены были каким-то образом узнавать об этих изменениях и приспосабливаться к ним. После первого изменения пришла идея создать "Таксер". О втором мы подробно информировали наших пользователей, выделяя самые главные новости и делая акцент именно на инструкциях и необходимых действиях. Так в связи с нынешнем разделением предпринимателей на группы, мы не только сделали обзор грядущих изменений, но и сделали специальную форму для заполнения заявки на использование упрощенной системы налогообложения, которой воспользовалось больше тысячи человек.

Есть ли трудности во взаимодействии с госорганами?

Как ни странно, но до сих пор не столкнулись со сложностями в общении с госструктурами. Там, где одному человеку бывает сложно, фирма со штатным юристом может многого добиться. А после этого подробно поделиться решением с остальными предпринимателями. С технической точки зрения область электронных отчетов уже достаточно утряслась, и у нас все заработало сразу и надежно.

Некоторые трудности у нас возникли только при попытке получить информацию о счетах для оплаты единого налога и единого социального взноса. За последний год эти счета дважды менялись. Так как одной из наших задач является сбор счетов для оплаты налогов в общем справочнике, мы приложили усилия, чтобы оба раза получить актуальные данные. Но если счета для оплаты ЕН мы без проблем нашли на сайтах налоговых администраций всех областей, то со счетами для оплаты ЕСВ получилось все не так гладко.

Пенсионные фонды некоторых областей даже не имеют сайта, не говоря о счетах на них. В тот момент мы решили, что пора воспользоваться законом о доступе к публичной информации, и отправили официальные запросы по электронной почте в пенсионные фонды тех областей, для которых мы не нашли необходимой информации на сайте. Работники этих пенсионных фондов с разной степенью энтузиазма отнеслись к этой идее. Некоторые прислали все счета практически сразу, другие же тянули и просили прислать им запросы с печатью обычной почтой.

Отдельно отличился пенсионный фонд Полтавской области, который прислал нам письмо о том, что ответ на такой запрос должен быть оплачен, так как занимает 60 страниц А4. В итоге нам удалось убедить их, что отправка Exel-файла не должна оплачиваться, и наконец получили полную коллекцию реквизитов для оплаты ЕСВ. А через неделю после этого произошла реорганизация казначейства, и снова сменились реквизиты для оплаты ЕН.

В тот раз мы послали запросы напрямую в каждое казначейство, что оказалось намного более эффективным, чем добиваться того же от пенсионного фонда. На сегодняшний день "Таксер" — единственный ресурс, который имеет полную базу актуальных реквизитов для оплаты налогов по всей Украине.

Кто инвестировал в проект и сколько?

Изначально проект разрабатывался, что называется, на энтузиазме, пока не набрал некоторую популярность. Наши статьи стали цитировать, а количество зарегистрированных пользователей перевалило за несколько тысяч. Стало ясно, что мы делаем нужный сайт и нужно двигаться вперед. Наш первый инвестор нашел нас сам. Это мой знакомый, который искал способ выгодно вложить деньги и не усомнился в потенциале "Таксера". После недолгих переговоров мы договорились о сумме и взялись за работу с новыми силами, командой и офисом. На данном этапе мы не ищем нового инвестора, но не исключаем его появления позже. Мы только что запустили монетизацию сервиса, и необходимо некоторое время, чтобы проверить бизнес модель и понять финансовые желания наших пользователей. Если все пойдет по плану, то скорее всего мы привлечем еще денег для еще более быстрого роста.

Как сервис монетизируется?

Мы запустили монетизацию сервиса с нашим большим обновлением несколько дней назад. "Таксер" работает по платной подписке, в которую включается расширенный набор возможностей.

Какие у "Таксера" планы на будущее?

В планах на развитие у нас расширения аудитории с предпринимателей на упрощенной системе до предпринимателей на общей системе налогообложения и юридических лиц. Из еще более дерзких планов могу отметить разработку системы оплаты налогов по пластиковым карточкам. Это будет уникальный для Украины функционал, который не реализован ни одной платежной системой. Для реализации задуманного мы объединили технические средства с детальным изучением законодательства и нашли способ зачисления налогов за третьих лиц без обмена нотариальными доверенностями. Планируем представить эту возможность нашим платным подписчикам уже в следующем месяце.