- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как украинскому бренду выйти на рынок Канады
Представьте, что вы — молодой и амбициозный украинский производитель женской одежды. Ваши платья и костюмы покупают и любят на родине, но вы хотите выйти на зарубежный рынок, ведь это и валютная выручка, и огромный платежеспособный спрос. У вас даже есть знакомые в Канаде, которые готовы помочь в организации продаж не первых порах. Вы арендуете помещение, завозите платья, даете рекламу и… получаете повестку в суд: компания, которая производит товары для отдыха, в том числе одежда для отдыха, обвиняет вас в нарушении прав на торговую марку. А все потому, что вы не провели необходимую подготовительную работу.
Я ни в коем случае не отговариваю украинские компании выходить на канадский рынок. Наоборот: я их к этому всячески призываю. Другое дело, что предпринимателям нужно знать о возможных рисках и быть к ним готовыми. Тем более что канадское законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности отличается от аналогичного законодательства других стран. Что включает в себя "программа минимум" для компании, которая выходит на рынок Канады?
Первое, что необходимо сделать, прежде чем выходить на рынок любой страны, это проверить, не нарушаете ли вы чужие права интеллектуальной собственности. Ведь права на такие объекты, как торговая марка, изобретение, полезная модель, промышленный образец имеют территориальный характер. И тот факт, что в Украине к вашим платьям никто не предъявляет претензии, и вы официально зарегистрировали свою торговую марку на родине, отнюдь не отменяет риск быть обвиненным в Канаде.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИтак, перед выходом на рынок Канады вам нужно проверить, не нарушаете ли вы права на ключевые объекты интеллектуальной собственности.
1. Права на торговую марку. В качестве торговой марки может быть зарегистрировано название компании, продукции, логотип, этикетка, упаковка. Если на этом этапе вы найдете в Канаде схожие ТМ, определите, насколько они сходны (до степени смешения, тождественны и т.д.), а также сравните перечень товаров или услуг, которые предоставляются под этой канадской ТМ. Например, в случае с брендом одежды, если канадская ТМ зарегистрирована для бытовой химии, то вы права на нее не нарушаете.
Важный момент: так называемый "поиск на тождество и схожесть" (проверку на наличие схожих торговых марок) нужно проводить как по уже зарегистрированным канадским ТМ, так и по тем, которые только поданы на регистрацию.
Особенностью Канады является то, что до недавнего времени страна не использовала ни Международную классификацию товаров и услуг, ни любую другую собственную классификацию. И лишь сейчас патентное ведомство Канады работает над имплементацией Международной классификации. Что это означает для украинского экспортера?
Если вы проводите "поиск на тождество и схожесть" в Украине, США, Германии или любой другой стране, то вам не нужно искать по всему реестру, поскольку он четко разделен на классы. Достаточно знать ваш класс международной классификации. Например, одежда — это 25 класс МКТУ. И вы просто ищите схожие торговые марки только в своем классе, ведь даже если схожая ТМ есть в другом классе (например, в фармацевтике), на ваш бизнес это никак не повлияет. В Канаде, к сожалению, так сузить свой поиск вы не сможете, поэтому практически единственным параметром будет поиск по обозначению. И в результатах поиска у вас будет много "лишних" регистраций, которые не влияют на судьбу вашего продукта. Конечно, ведомство Канады позволяет искать и по продукции, для которой ТМ зарегистрирована. Но сделать это нелегко, так как, например, платье может относиться и к одежде, и к продукции легкой промышленности.
Если по результатам "поиска на тождество и схожесть" вы все же нашли схожую ТМ, но вы считаете, что перепутать ваши торговые марки довольно тяжело, вы можете связаться с владельцем похожей ТМ и подписать договор о сосуществовании (так называемый co-exictence agreement). Это позволит владельцам обеих марок продолжать работу, не рискуя получить претензии.
2. Права на изобретения. Многие бизнесмены не уделяют должного внимания изобретениям,, а зря. Часто предприниматель думает, что раз он ничего нового не придумал, то и патентовать нечего. Ведь если он этого не придумал, значит, это придумал кто-то другой, и, возможно, этот другой запатентовал свое изобретение. Это может быть особый фасон платья, застежка, метод соединения ткани и так далее. В итоге, вы можете получить иск за неправомерное использование запатентованного изобретения в своей продукции. При этом нарушением прав может быть использование в производимой вами одежде даже небольшой детали, запатентованной третьими лицами.
3. Права на промышленные образцы. Отличительными чертами ваших платьев, кроме торговой марки, модели и технических решений, является еще и внешний вид, а также упаковка. Ведь, как говорят, по одежке встречают. Внешний вид продукции и ее упаковку и в Украине, и в Канаде, можно защитить как промышленный образец. Поэтому при экспорте продукции в Канаду важно провести еще и поиск по зарегистрированным промышленным образцам — вдруг окажется, что ваш дизайнер подсмотрел формат упаковки из крафтовой бумаги у канадского производителя?
Когда вы убедились, что не нарушаете чужих прав, самое время подумать и о защите своих собственных. Итак, как приобрести права на торговую марку, изобретение, промышленный образец в Канаде?
Регистрация торговых марок
Канада не является участником ни Мадридского соглашения о международной регистрации торговых марок, ни Протокола к нему. Это означает, что использовать такой эффективный инструмент, как подача международной заявки, не получится. А для получения прав вы должны будете подать отдельную заявку. Учитывая, что страна работает над присоединением к Мадридскому протоколу, указывать Канаду в международной заявке возможно будет только через несколько лет.
Вместе с тем Канада является участником Парижской конвенции. А это означает, что вы можете заявить приоритет по своей заявке в Канаде, если ваша торговая марка уже подана в Украине. Например, вы подали заявку на регистрацию своей торговой марки одежды в Украине 1 июля 2015 года. Это значит, что вы имеете приоритетное право подать заявку в Канаде, в течение 6 месяцев с этой даты, то есть до 1 января 2016 года. Если же ваша торговая марка одежды уже давно используется и известна не только в Украине, но и за рубежом, эту информацию нужно также указать в канадской заявке.
Кстати, в отличие от Украины, заявка на регистрацию торговой марки в Канаде обязательно публикуется, и любое лицо на протяжении 2 месяцев с даты публикации может подать заявление против ее регистрации. Если такие заявления не поступили, или эксперт не посчитал их обоснованными, а также нет других оснований для отказа, то такая ТМ регистрируется. В Канаде свидетельство на торговую марку выдается не на 10, как в Украине, а на 15 лет с даты регистрации (а не с даты подачи заявки) с возможностью продления каждые 15 лет.
Патентование изобретений
В отличие от Украины, в Канаде полезные модели не патентуются. Изобретение, для того чтобы быть запатентованным, должно быть:
- новым;
- полезным;
- иметь изобретательский уровень.
Для поощрения патентования Канада установила 50% скидку на сборы связанные с патентованием для так называемых "малых лиц" — университетов, а также компаний, которые имеют до 50 сотрудников, . Как и при подаче заявки на регистрацию ТМ, при патентовании изобретения вы можете заявить конвенционный приоритет. Также Канада является участником Договора о патентной кооперации (РСТ), что позволяет на основании поданной международной заявки также подавать заявку в Канаду.
Регистрация промышленных образцов
Как и в Украине, промышленный образец в Канаде защищает внешний вид изделия. Страна не подписала Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов, что означает, что для защиты фасонов своих платьев, аксессуаров к ним, вы можете подавать заявку в патентное ведомство Канады только напрямую. Срок действия патента на промышленный образец в Канаде — всего лишь 10 лет (в Украине — 15, в странах ЕС, России — 25).