НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Какими проблемами может обернуться земельная дерегуляция

Упразднив в рамках дерегуляции земельный сервитут для линейных объектов, депутаты создали правовую зону риска, которая может в ближайшее время аукнуться серьезными проблемами, уверяет Роман Мекшун, исполнительный директор компании "ЮМДЖИ Проект"

5 апреля вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении условий ведения бизнеса (дерегуляция)". Целью нововведений является дерегуляция хозяйственной деятельности, что позволит Украине повысить позицию в рейтинге Doing Business. Закон внес изменения в ряд законодательных актов в сфере регулирования земельных отношений. В частности, в Земельный кодекс Украины, законы "Об аренде земли", "О личном крестьянском хозяйстве", "О землеустройстве", "Об охране земель", "О государственной экспертизе землеустроительной документации".

Часть изменений напрашивалась уже давно и были позитивно встречены как экспертами, так и владельцами земельных участков. В частности, теперь согласно статьи 22 Земельного кодекса Украины, граждане имеют право передавать свои участки для ведения личного крестьянского хозяйства в аренду юридическим лицам без необходимости менять их целевое назначение (ранее Закон был более категоричен).

Однако в этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. Так, изменения в статью 99 Земельного кодекса Украины вызывают большие опасения в части эффективности правоприменения. Давайте попробуем в них разобраться.

Согласно новой редакции пункта "в" указанной статьи, на замену ранее существовавшему земельному сервитуту на право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов, иных линейных коммуникаций, появился совершенно новый — на размещение временных сооружений (малых архитектурных форм — МАФов).

При этом дерегуляционный закон умолчал, как теперь будут размещаться линейные сооружения. Также осталась неизвестной судьба землеустроительной документации, которая уже разработана на основании полученных разрешений до принятия нововведений — можно ли государственным органам ее согласовывать и утверждать или придется все переделывать по новой?

И если линии электропередач спасает отдельный Закон "О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов", позволяющий заключать договора земельных сервитутов, судьба трубопроводов, линий связи, дорог остается нерешенной.

Конечно, почитатели Земельного кодекса предложат воспользоваться договором аренды или пунктом "з" комментируемой статьи об "иных земельных сервитутах". Но, как показывает практика, такие "неопределенные" нормы всегда несут "определенные" риски.

Конечно, предложение законодателя на условиях земельного сервитута размещать временные сооружения (в т.ч. МАФы) будет широко востребовано владельцами объектов благоустройства или временных сооружений из облегченных конструкций торгового, бытового, иного назначения до 30 квадратных метров. Но все же это новшество не решает проблему размещения дорог, линий связи и трубопроводов.

Думаю, практика пойдет по пути оформления земельных участков под линейными объектами на условиях аренды — более сложному и затратному. А ставший удобным в практическом использовании правовой институт земельного сервитута для прокладки и эксплуатации линейных коммуникаций, увы, будет забыт. Это значительно усложнит развитие инфраструктуры как промышленных объектов, сельскохозяйственных землепользований, так и населенных пунктов в целом.