- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Особенности оформления сделок внешней торговли
На сегодня одной из самых злободневных проблем при осуществлении внешнеэкономических операций является начисление налоговыми органами пени за нарушение порядка расчетов в иностранной валюте — превышения срока 90 дней между первым и вторым событием (поставка/расчет или наоборот).
Согласно Закону Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", нарушение сроков внешнеэкономических расчетов влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3% от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, переведенной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности.
Согласно постановлению правления Национального банка Украины "Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введения обязательной продажи поступлений в иностранной валюте" от 16.11.2012 года №475, расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров осуществляются в срок, не превышает 90 календарных.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНеобходимо отметить, что на сегодняшний день существует правовая коллизия, которая выражается закреплении в подзаконном нормативном акте норм права, противоречащих закону.
Так, постановлением Правления Национального банка Украины от 24 марта 1999 N 136 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 28 мая 1999 за N 338/3631), согласно которой банк снимает с контроля внешнеэкономическую операцию только при наличии оформленной грузовой таможенной декларации.
На основании этого Государственная налоговая администрация Украины в письме от 11.05.2007 г. N 9433/7 / 22-6017 определяет, что при проведении налоговыми органами проверок импортных операций датой импорта в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, следует считать дату завершения оформления ГТД.
Письмом Министерства доходов и сборов Украины от 28.02.2014р. №5093 / 7 / 99-99-22-03-01-17 также устанавливается, что подтверждением момента пересечения таможенной границы Украины при импорте товаров является только таможенная декларация ИМ-40.
Однако в таких случаях остается без внимания закон и устоявшаяся судебная практика, которые устанавливают противоположное.
Моментом осуществления импорта в соответствии с абз. 38 ст. 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" является момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный товар, который экспортируется или импортируется, от продавца к покупателю.
С этого момента начинается таможенный контроль, который заканчивается после таможенного оформления товаров, а уже таможенное оформление предусматривает представление декларации и других документов, необходимых для таможенного оформления.
Так, пунктом 1 раздела "Дела по спорам по поводу реализации публичной финансовой политики" Выводов Верховного Суда Украины, изложенных в решениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения на основании, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 237 КАС Украины, за I полугодие 2012 от 1 февраля 2013 закреплено, что моментом совершения импортной операции, в частности моментом поставки товара по такой операции, для целей применения статей 2, 4 Закона Украины от 23 сентября 1994 N 185/94 -ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" является момент фактического пересечения импортированным товаром таможенной границы Украины, которая совпадает с государственной границей Украины.
Также Высший административный суд Украины соглашается с тем, что "Оформленная ГТД не является единственным документом, которым подтверждается факт и дата фактического перемещения товара через таможенную границу Украины, поскольку пребывание товара под таможенным контролем невозможно без его фактического ввоза на территорию Украины и при этом первичным является фактическое перемещение товаров через таможенную границу Украины, основанием для которого в режиме импорта является наличие на груз товаросопроводительного документа, с оттиском штампа "под таможенным контролем" с соответствующей датой, подтверждающий факт пересечения таможенной границы Украины " (Постановление от 14.07.2014р. по делу № / 9991/30799/11).
Также Высший административный суд Украины соглашается с тем, что "Оформленная ГТД не является единственным документом, которым подтверждается факт и дата фактического перемещения товара через таможенную границу Украины, поскольку пребывание товара под таможенным контролем невозможно без его фактического ввоза на территорию Украины и при этом первичным является фактическое перемещение товаров через таможенную границу Украины, основанием для которого в режиме импорта является наличие на груз товаросопроводительного документа, с оттиском штампа "под таможенным контролем" с соответствующей датой, подтверждающий факт пересечения таможенной границы Украины "(Постановление от 14.07.2014р. по делу № / 9991/30799/11);
"Итак, моментом, с которого товар импортированным в Украину, является именно момент пересечения таким товаром таможенной границы Украины независимо от его дальнейшего таможенного оформления" (Постановление от 12.05.2014р. По делу № / 9991/13467/11).
"Следует отметить, что дата оформления ГТД не всегда совпадает с датой фактического пересечения таможенной границы Украины, поскольку сама ГТД является документом, подтверждающим права лица на размещение товаров в заявленном таможенном режиме и права и обязанности указанных в ней лиц относительно осуществления ими соответствующих финансовых, хозяйственных и других операций (п. 8 Положения № 574). Принятие ГТД для оформления — закрепление должностным лицом таможенного органа факта внесения в ГТД декларантом всех необходимых для таможенного оформления товаров сведений и наличия всех приложенных к декларации коммерческих сопроводительных и других документов, проставления на ГТД штампа "Под таможенным контролем" и регистрации декларации в журнале учета ГТД (п.2 Положения). Есть дата оформления ГТД — это дата выпуска товара в заявленный таможенный режим, а не дата фактического пересечения таможенной границы и, как следствие, не дата импорта товара.
Таким образом, оформлена ГТД не является единственным документом, исключительно которым удостоверяется факт и дата фактического перемещения через таможенную границу Украины товаров, а является документом, который является заявлением, содержащим сведения о товарах и других предметах и транспортных средствах и цели их перемещения через таможенную границу Украина и удостоверяет предоставление субъекту ВЭД права на размещение товаров в определенный таможенный режим (определяет статус товаров) и подтверждает, а не устанавливает права и обязанности указанных в ГТД лиц относительно осуществления ими соответствующих правовых, финансовых, хозяйственных и других операций.
Как вывод, пребывание под таможенным контролем товаров невозможно без их фактического ввоза в Украину, и при этом первичным является фактическое перемещение товаров через таможенную границу Украины, основанием для которого в режиме импорта является наличие на груз товаросопроводительного документа, проставление на котором оттиска штампа "Под таможенным контролем "(импорт) с соответствующей датой удостоверяет факт и дату пересечения таможенной границы Украины.
Анализ указанных выше норм дает основания утверждать, что в случае ввоза товара на территорию Украины, подлежащего таможенному оформлению, факту поставки можно считать товаросопроводительные документы с оттиском штампа "Под таможенным контролем" (Постановление от 04.02.2014р. По делу №-21896 / 10).
Моментом, с которого товар считается импортированным в Украину, является именно момент пересечения таким товаром таможенной границы Украины независимо от его дальнейшего таможенного оформления" (Постановление ВАСУ от 12.05.2014р. По делу № / 9991/13467/11).
Следует отметить, что дата оформления ГТД не всегда совпадает с датой фактического пересечения таможенной границы Украины, поскольку сама ГТД является документом, подтверждающим права лица на размещение товаров в заявленном таможенном режиме и права и обязанности указанных в ней лиц относительно осуществления ими соответствующих финансовых, хозяйственных и других операций (п. 8 Положения № 574). Принятие ГТД для оформления — закрепление должностным лицом таможенного органа факта внесения в ГТД декларантом всех необходимых для таможенного оформления товаров сведений и наличия всех приложенных к декларации коммерческих сопроводительных и других документов, проставления на ГТД штампа "Под таможенным контролем" и регистрации декларации в журнале учета ГТД (п.2 Положения). Есть дата оформления ГТД — это дата выпуска товара в заявленный таможенный режим, а не дата фактического пересечения таможенной границы и, как следствие, не дата импорта товара.
Таким образом, оформленная ГТД не является единственным документом, исключительно которым удостоверяется факт и дата фактического перемещения через таможенную границу Украины товаров.
Анализ указанных выше норм дает основания утверждать, что в случае ввоза товара на территорию Украины, подлежащего таможенному оформлению, факту поставки можно считать товаросопроводительные документы с оттиском штампа "Под таможенным контролем" (Постановление от 04.02.2014р. По делу №-21896 /10).
Аналогичной позиции придерживается Высший административный суд Украины в своем постановлении от 16.11.2012 г.. № К-8972/08: "Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлено, что датой проставления штампа "Под таможенным контролем "является 18.04.2007 года, то в данном случае отсутствует факт пропуска срока поставки товара, определенный ст. 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте".
Таким образом, при наличии перемещения товаром таможенной границы Украины в рамках установленного 90-дневного срока, моментом фактического пересечения импортированным товаром таможенной границы Украины является не оформление ГТД, а дата фактического пересечения товаром государственной границы Украины и проставления штампа "Под таможенным контролем".
Соблюдение указанных норм налоговиками значительно бы снизило процент составленных уведомлений-решений с доначислением пени за нарушение сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, а предприятия-импортеры сосредоточили бы свое внимание на эффективном ведении бизнеса, без давления со стороны налоговых органов.
Хотелось бы еще немного осветить момент превышения 90 дней по вине нерезидентов, которые зачастую "затягивают" с поставкой товара, мотивируя сложным экономическим положением или же просто спекулируя политической ситуацией.
Способами избежания начисления штрафных санкций в таком случае являются:
1. Решение суда в пользу резидента о взыскании задолженности с нерезидента.
2. Справка о форс-мажорных обстоятельствах, выданная компетентным органом.
3. Получение заключения о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Следует отметить, что получение заключения о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям является оптимальным способом избежания штрафных санкций, что позволяет предприятию оперативно реагировать на неблагоприятные обстоятельства по задержке расчетов.
В случае выдачи заключения на продление сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, Минэкономразвития в течение пяти рабочих дней, с даты выдачи заключения, информирует об этом Национальный Банк Украины и налоговые органы, что полностью нивелирует последствия недобросовестных действий контрагентов — нерезидентов по задержке поставки товаров.