Переходный возраст — трудности МСБ

Малый и средний бизнес — трудный подросток. Для формирования прочной основы для развития ему, как и любому подростку, нужна любовь родителей, хорошая семья, здоровое окружение, здоровое питание и стабильные условия для роста

Если говорить о трудностях МСБ в Украине — это не что иное, как отсутствие поддержки со стороны государства, борьба за выживание и признание потребителя. МСБ — сегмент бизнеса, который взращивает средний класс и помогает привести экономику государства к процветанию. На сегодняшний день, можно смело утверждать, что МСБ в Украине состоялся, может быть не в тех масштабах, на которые многие рассчитывали, но это всего лишь вопрос времени.

Проблемы переходного возраста очень типичны для малого и среднего бизнеса. В нормальной динамике он растет, но этот рост не всегда гармоничен для всех функций бизнеса — что-то постоянно отстает. Часто в ущерб "внешнему марафету" — маркетингу, продажам, самому продукту, страдают "внутренние органы", а именно все, что связано с операционным управлением и управлением финансами. Как правило, это компенсируется тем, что мама-папа, т.е. собственники бизнеса, рядом и держат руку "на пульсе". В целом, если все хорошо, на часть ошибок и проблем можно закрыть глаза.

Еще одна сложность на этапе переходного периода — рост команды. Теряется управляемость, уже невозможно всех узнать в лицо, личное доверие необходимо заменять стандартными процессами, процедурами и контролем. Если эти процессы вовремя не выстроить, скорость развития бизнеса снижается.

Все эти проблемы в большей степени характерны для МСБ в стандартных условиях. У нас же весь бизнес "штормит" последние 7 месяцев. И это после того, как МСБ переживал попытки "удушения" в течение последних двух лет. Рынки сокращаются: Россия накладывает табу на украинские товары; крымский рынок превратился в зону повышенного риска, и для многих он потерян; Восток Украины пригоден только для любителей адреналина и особых приключений.

Параллельно просматривается девальвация гривни, экономическая нестабильность, энергетическая неопределенность и т.д. Нужно отдать должное МСБ — несмотря на "тяжесть лишений", в большинстве случаев, собственники относятся к сложившемся внешним обстоятельствам с понимаем, готовы преодолевать новые трудности переходного периода и с надеждой смотрят в будущее.

Однако текущие условия выдвигают повышенные требования к управлению бизнесом. Возникает необходимость в решении одновременно нескольких проблем, которые раньше отодвигались на задний план. Это проблемы, прежде всего, замещения рынков. В этой связи, многие предприниматели пытаются сейчас переориентироваться на открывшееся "окно в Европу". Но помимо отсутствия четкого видения путей выхода на внешние рынки и ограниченного экспортного опыта, компании не готовы чисто операционно. Начиная с необходимости срочной сертификации товара в Европе, и заканчивая тем, что компании зачастую не умеют работать на более тесных и конкурентных рынках, лишенных коррупционной составляющей, где цена действительно имеет значение и борьба за себестоимость длиться годами.

Кроме того, в текущих условиях многим компаниям, относящимся к сектору МСБ, уже недостаточно ручного управления финансовыми потоками, а к системному они еще не готовы, т.к. отсутствует практический опыт внедрения таких систем.

Еще одна из актуальных проблем — как удержать людей в условиях, когда нет возможности повышать зарплату, а иногда ее даже приходится снижать? И как поддержать дух команды в условиях, когда часть персонала приходится сокращать?

К сожалению, в силу различных обстоятельств не все готовы продолжать играть в игру "все, что нас не убивает, делает нас сильнее". Достигнув определенного успеха в бизнесе, не все предприниматели готовы вновь напрягаться и крутиться как белка в колесе. Однако, что делать с бизнесом, который вроде и работает, но испытывает трудности (плохо растет или уже падает), и становится неким "чемоданом без ручки" — ответ на этот вопрос владельцы МСБ не знают. Ведь исторически бизнес был завязан на них, и столько сил, времени и денег было вложено.

Чтобы не продавать бизнес, но и не потерять его, полезным будет отойти на время в сторону. Да, это страшно. Да, это рискованно. Но очень часто постоянное присутствие в одной и той же среде, зацикленность на одной и той же проблеме психологически угнетает, (что автоматически отображается на общих настроениях коллектива и продуктивности бизнеса в целом) и блокирует пути вывода бизнеса из замкнутого круга на новый уровень. В подобных случаях, полезным может стать краткосрочное точечное привлечение внешних экспертов — готовых менеджеров, которые имеют "незамыленный взгляд" на ситуацию и практический опыт управления. Это позволит в кратчайшие сроки выявить и устранить слабые места в работе компании, а сильные — укрепить.

Сосредоточьтесь сейчас на самом главном — на поиске новых надежных партнеров, которым можно доверить управление своей компанией на время, необходимое для адаптации бизнеса к новым рыночным условиям.