НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Все, что нужно знать об электронной системе администрирования НДС

Пошаговая методичка, которая поможет разобраться с системой НДС-счетов, порядком регистрации налоговых накладных, особенностями декларирования и с тем, что же все-таки делать с отрицательными значениями НДС в конце текущего года
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

С приближением нового года все меньше и меньше остается скептиков, не верящих в серьезность намерения фискальной службы запустить электронную систему администрирования НДС. Пообщавшись с представителями разного бизнеса, я пришла к заключению, что международный бизнес не любит частых изменений законодательства, однако поддерживает стремление к прозрачности администрирования НДС и автоматизации этого процесса. Они готовы стерпеть неудобства переходного периода, чтобы взамен получить понятные, однозначные и главное — работающие правила игры. Малый и средний бизнес чаще высказывается против каких-либо изменений в администрировании НДС и предпочитает не менять статус-кво.

Как известно, отсутствие знаний порождает страх. Страх от незнания, что будет дальше. И, откровенно говоря, страх сопровождал любые налоговые новации. Кто-то вспоминает 1992 год, когда впервые был введен НДС, у других самые негативные воспоминания связаны с введением Налогового кодекса. Интересно то, что сегодня все это вспоминается с иронией, потому как одним из профессиональных навыков бухгалтеров является умение адаптироваться к новым изменениям.

Что же касается новой электронной системы администрирования НДС, то профессиональному бухгалтеру будет достаточно просто разобраться в новых правилах и заранее предусмотреть, как можно облегчить все невзгоды переходного периода. Мы решили пообщаться по этому вопросу с директором департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Украины, Нелей Приваловой.

Прежде всего следует обратите внимание на те правила, которые остались неизменными: это и круг плательщиков НДС, и определение объекта налогообложения НДС, и правило применения первого события. При этом база налогообложения НДС несколько изменилась. С нового года базой налогообложения является та же договорная цена за исключением контролируемых операций. В дополнение, по новым правилам база налогообложения не может быть ниже цены приобретения товаров или балансовой стоимости необоротных активов, а для самостоятельно изготовленных — не может быть ниже себестоимости.

С 2015 года обязательной регистрации в качестве плательщика НДС подлежат субъекты хозяйствования, объем налогооблагаемых НДС операций у которых в год превышает 1 млн гривень (без НДС). Правила же добровольной регистрации плательщиком НДС не претерпели изменений.

Система электронного администрирования НДС состоит из трех элементов:

  1. единый электронный реестр налоговых накладных (ЕЭРНН);
  2. Специальных счетов в казначействе;
  3. данных по экспортно-импортным операциям (данные ГТД).
Правило № 1 "Открытие счетов"

Каждый налогоплательщик должен иметь свой персональный счет в казначействе. Государственная Фискальная служба направляет самостоятельно в Казначейство данные о предприятиях — плательщик НДС в Украине. Казначейство, в свою очередь, автоматически и бесплатно, без какого-либо взаимодействия с налогоплательщиками, открывает счета всем плательщикам НДС и передает информацию об открытых счетах в ГФС. Уже Фискальная служба обязана сообщить всем налогоплательщикам реквизиты открытых в Казначействе счетов предприятия не позднее 1 января 2015 года.

Правило № 2 "Электронизация процесса"

Все налоговые накладные, независимо от того, на какую сумму они сформированы, будут составляться в электронном виде и регистрироваться в ЕЭРНН. Для этого всем предприятиям нужно будет иметь электронные цифровые подписи должностных и/или уполномоченных лиц на подписание налоговых накладных. Электронные ключи можно получить в любом аккредитованном центре или бесплатно в Центре обслуживания налогоплательщиков ГФС. Для тех, кто сегодня подает отчетность в электронном виде и уже имеет электронную подпись, новые ключи получать не нужно. Налоговая отчетность по НДС также будет подаваться всеми плательщиками НДС в электронном виде. При этом ЕЭРНН сохранит привычный для бухгалтеров формат.

Правило № 3 "Регистрация налоговых накладных"

Сохранено правило регистрации налоговых накладных в течении 15 календарных дней от даты хозяйственной операции. И это правило распространяется на все налоговые накладные: которые передаются покупателю или остаются в компании.

Для того, чтобы зарегистрировать налоговую накладную в ЕЭРНН, предприятию следует знать сумму, на которую такая регистрация накладных будет возможна в каждой конкретной ситуации. По общему правилу, система автоматически по определенной формуле рассчитывает для каждого налогоплательщика сумму, на которую может быть зарегистрирована налоговая накладная в ЕЭРНН. И эту сумму налогоплательщик может в любой момент получить направив запрос в ЕЭРНН.

[chart_216]

Важно, что в формуле принимают участие только данные (из зарегистрированных налоговых накладных и других документов), касающиеся операций, которые проводились с 1 января 2015 года. Показатели в формуле рассчитываются нарастающим итогом за весь период действия начиная с 1 января 2015 года и до даты аннулирования регистрации плательщика НДС.

Рассмотрим пример. Компания "Астра" получила в январе налоговые накладные от поставщиков, зарегистрированные в ЕЭРНН с суммой НДС 100 тыс. грн. При импорте товара в этом же месяце на таможне было уплачено 300 тыс. грн. НДС. Сумма НДС по налоговым накладным, оформленным покупателям в январе и подлежащим регистрации в ЕЭРНН составила 600 тыс. грн. Таким образом, для того, чтобы зарегистрировать налоговые накладные на сумму 600 тыс. грн. предприятию следует самостоятельно пополнить счет в Казначействе на 200 тыс. грн.

Правило № 4 "Корректировка налоговых накладных"

Все расчеты корректировок к налоговым накладным формируются в электронном виде и тоже регистрируются в ЕЭРНН. Если расчет корректировки связан с оформленными и зарегистрированными накладными, которые остаются у предприятия (услуги нерезидента, розница, перевод основных средств из производственных в непроизводственные или использование их в необлагаемых НДС операциях), то регистрация расчета корректировки в ЕЭРНН производится поставщиком, который их себе оформил самостоятельно.

При формировании расчета корректировки к налоговой накладной, выданной покупателю, правило устанавливается в зависимости от того, была ли увеличена или уменьшена в результате корректировки сумма НДС:

  • в случае увеличение суммы НДС — корректировка к налоговой накладной выписывается и регистрируется поставщиком;
  • в случае уменьшения суммы НДС — корректировка к налоговой накладной выписывается поставщиком, однако регистрируется в ЕЭРНН покупателем.
Правило № 5 "Декларация по НДС"

Декларация по НДС формируется налогоплательщиком самостоятельно. В случае, если по результатам налогового периода итоговый результат является положительным, то фискальный орган переносит в соответствующий реестр сумму НДС, которая подлежит уплате в бюджет и пересылает такой реестр в Казначейство. Казначейство, в свою очередь, автоматически списывает указанную сумму со счета налогоплательщика в казначействе в счет уплаты НДС на бюджетные счета.

Если в налогоплательщика недостаточно средств на его счете в казначействе для уплаты в бюджет, то он самостоятельно пополняет свой счет на недостающую сумму.
Если у налогоплательщика в декларации по НДС получилось отрицательное значение, то он имеет право или заявить его на бюджетное возмещение, или перенести в состав налогового кредита следующего отчетно периода. Некоторые требования к автоматическим возмещению НДС все же претерпели изменения и требуют изучения. Бюджетное возмещение НДС выплачивается из бюджета прямо на текущий банковский счет, минуя НДС-счет в казначействе.

Важно: суммы НДС по уточняющим расчетам к Налоговым декларации, а также доначисленные суммы НДС по результатам налоговых проверок в т.ч. штрафы уплачиваются предприятием в бюджет самостоятельно, с текущего банковского расчетного счета.

Правило № 6 "Переходящие остатки и бюджетное возмещение"

Отрицательное значение НДС, которое возникло в 2014 году, не принимает участие в расчете по формуле. Однако не теряется и учитывается отдельно, в специально приложении к налоговой декларации по НДС.

Итак, что можно успеть сделать до 1 января 2014 года

В первую очередь, плательщики НДС имеют право перевести отрицательное значение НДС, заявленное в счет погашения налоговых обязательств будущих периодов, которое числится непогашенным в карточке налогоплательщика, на назначение бюджетного возмещения — на текущий счет. И это право предусмотрено п. 200.6 НКУ до 31 декабря 2014 года. Для этого нужно подать уточняющий расчет к декларации.

Во-вторых, можно грамотно спланировать логистику движения товара и перенести импорт товаров с декабря 2014 года на январь 2015 года с тем, чтоб суммы НДС, уплаченные на таможне, принимавшим участие в расчете суммы, на которую можно зарегистрировать налоговые накладные в ЕЭРНН без пополнения НДС-счета в казначействе.

В-третьих, каждому налогоплательщику важно проанализировать хозяйственные операции, Которые планируются в ноябре — декабре 2014 года и в январе 2015 года с тем, чтоб максимально смягчить последствия переходного периода. Например, для контрактов, по Которым первым событием будет поставка товаров (услуг) в январе 2015 года можно предусмотреть частичную предоплату, чтоб появились ресурсы для пополнения счета в казначействе.

От себя лишь добавлю, что неурегулированным остался вопрос корректировки налоговых накладных в 2015 году, выписанных с ошибками. Очевидно, что основные данные налоговых накладных, такие как код ОКПО или индивидуальный налоговый номер, название компании, будут проверяться системой автоматически. Однако чаще всего ошибки в налоговых накладных связаны с неверным указанием адресов или вторых обязательных реквизитов. Поэтому я бы рекомендовала предусмотреть ответственность компаний-поставщиков за неверное заполнение налоговых накладных или предоставление налоговых накладных, а не зарегистрированных в срок в ЕЭРНН. Объективно, такую ответственность несет непосредственно компания — поставщик, которая выписывает и регистрирует накладные в реестре. И такие риски следует минимизировать, как минимум прописав условия ответственности в договоре.

В статье использованы материалы бизнес завтрака ООО АФ "Аксенова и партнеры" GGI от 7 ноября 2014 года