НБУ курс:

USD

41,28

+0,10

EUR

45,55

+0,52

Наличный курс:

USD

41,30

41,17

EUR

46,14

45,86

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Дело Covid-принципа. Как желание Spotify заработать на подкастах привело к репутационному скандалу

Дело Covid-принципа. Как желание Spotify заработать на подкастах привело к репутационному скандалу

Spotify выкупила шоу Джо Рогана, чтобы стать лидером на рынке подкастов. Но в результате платформу стали покидать музыканты, а сама она – терять деньги и репутацию.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Джо Роган (Joe Rogan) – самый популярный подкастер в мире. Начав работать в 2009 году, через 10 лет он смог похвастаться огромной лояльной аудиторией. Его подкаст The Joe Rogan Experience слушают более 11 млн человек. В нем автор обсуждает текущие вопросы и приглашает гостей. Видео Илона Маска, который курит марихуану в гостях у Рогана стало очень популярным и обсуждаемым, а видео всего подкаста набрало более 51 млн просмотров. 

В 2020 году компания Spotify за $100 млн купила эксклюзивные права на трансляцию подкаста Рогана. Хотя Роган говорил, что платформа не влияет на его редакционную политику, в каталог на Spotify не внесли около 40 старых выпусков подкаста, в основном, это были интервью с правыми политиками.

31 декабря на Spotify появился новый выпуск продукта Джо Рогана, в котором он взял интервью у доктора Роберта Малоуна (Robert W. Malone). Этот эксперт-антивакцинатор заявлял, что у вакцин от Covid-19 наблюдается обратный эффект, то есть люди, получившие их, заболевают чаще. А государство, стимулирующее вакцинацию, на самом деле действует фашистскими методами.

После этого выпуска администрация Spotify получила открытое письмо от медиков, которые требовали, чтобы впредь в подкастах не звучал антинаучный нарратив, в особенности, в выпусках, посвященных пандемии. Письмо подписало более 270 ученых и врачей. 

Нил Янг и все, все, все

В конце января с открытым письмом, в котором содержалось требование удалить свои композиции со Spotify, выступил музыкант Нил Янг. По его мнению, Spotify и подкаст Джо Рогана занимается распространением дезинформации и может привести к смерти людей, которые поверят его ведущему и гостям. 

К Нилу Янгу присоединилась исполнительница Джони Митчелл и тоже потребовала удалить свои композиции из каталогов Spotify.

Этих музыкантов поддержали и обычные пользователи. В Twitter появилась онлайн-кампания, призывающая у удалению аккаунта на этом популярном сервисе, сопровождаемая хештегами #DeleteSpotify, #DropSpotify, #CancelSpotify та #SpotifyDeleted.

Эта компания имела весьма заметный эффект – по данным Variety, скандалы с подкастом Джо Рогана привели к тому, что более 19% пользователей стримингового сервиса уже отписались от него или планируют отменить подписку в ближайшем будущем. 

Чем для Spotify закончился подкаст-скандал

Компания была вынуждена реагировать на скандал. Она удалила около сотни подкастов Джо Рогана, хотя не все, содержание откровенную дезинформацию, исчезли с платформы. В частности, на сайте остались интервью со сторонником теории заговоров Алексом Джонсом, специалистом-уфологом и некоторыми другими спорными личностями.

Однако ближе к концу января вокруг Spotify и Джо Рогана разгорелся новый скандал – его обвинили в расистских шутках, которые звучали у него в старых выпусках подкаста. Об этом сообщила певица Индия Ари (India Arie). Джо Роган извинился и компания удалила еще около 70 эпизодов подкаста. 

В конце января на сайте платформы появилось письмо ее основателя Даниэля Эка. В нем он рассказал о введении на платформе правил относительно публикации контента, а также о запуске Covid-справочника с информацией о коронавирусе. 

Кроме того, репортер Axios Сары Фишер сообщила о внутреннем документе, в котором глава компании пообещал вложить более $100 млн в развитие контента от «исторически притесняемых групп». Это как раз та сумма, которую Spotify заплатила за подкаст Джо Рогана.

История с подкастами и скандалами вокруг них негативно отразилась на стоимости акций компании. Те упали в цене в первые же дни скандала – тогда одна ценная бумага подешевела с $185 до $166, а капитализация Spotify упала с $35 млрд до $33 млрд. И хотя Spotify восстановилась после обвала, падение продолжилось и после финансового отчета, представленного в начале февраля. Это можно связать с прогнозами компании о замедлении роста подписчиков в текущем квартале.  

Почему подкасты важны для будущего Spotify

Сервис Spotify, созданный как инструмент для стриминга музыки, в последние годы уделяет особенное внимание подкастам. Главная причина этой переориентации – поиск нового источника дохода, более выгодного и менее затратного.

При размещении музыки на Spotify компания вынуждена платить музыкальным лейблам, на что она тратит до 75% своего годового дохода. В то же время, подкасты помогают быстрее зарабатывать на рекламе и обходятся дешевле.

При этом в последнем отчете компании хотя и говорится о росте числа премиальных подписчиков музыкального сервиса, здесь же отмечается, что доходы Spotify от рекламы растут в два раза быстрее, чем доходы от подписки. 

Во втором квартале 2021 года доход Spotify от подкастов вырос на 627%, то есть практически в шесть раз. Именно подкасты стали главной причиной того, что рекламный доход Spotify в четвертом квартале 2021 достиг рекордной доли в 15% от общего дохода. Компания планирует в ближайшие годы его увеличить до 30%-40%. 

Бизнес, правила и репутация

Отсутствие правил работы с контентом до начала работы с подкастами и недостаточное внимание к содержимому, публикуемому на платформе, а также отсутствие модерации стали главными причинами скандала Spotify с Джо Роганом. Если для музыкального стримингового сервиса такие правила могут и не быть прописаны либо быть очень общими, то для любой платформы с пользовательским либо частично пользовательским контентом они являются обязательным условием дальнейшего роста и развития и защитой от подобных сложных ситуаций. 

Дарця Капля, консультант по коммуникациям и PR, IT&Telecom PR Group Head в SPN Agency считает, что в этой истории «компания Spotify стала заложницей действий двух известных шоуменов – Нила Янга и Джо Рогана. И как раз бизнес-потери и были мотиватором такого поведения во время скандала. Платформа заинтересована в привлечении популярных исполнителей, и для нее уход этих личностей стал настоящей потерей. Для защиты от таких кейсов проще всего сказать «нужно не допускать подобных ситуаций» - но ведь это невозможно. Ты никогда не знаешь, какой контент окажется на платформе. Правильно было сразу среагировать и прежде всего – оценить будущие потери. В данном кейсе выглядит, что лучше было бы принять сторону музыканта и сразу же удалить антивакцинаторские подкасты. Если реакции вовремя не произошла, и кейс получил огласку – и произошли финансовые потери, то нужно прежде всего объяснить свои действия. Почему не реагировали? Разбирались с контентом? Разбирались с правилами загрузки подкастов? Искали ли другие подкасты, в которых говорят антивакцинаторы? Готовили ли обновление правил платформы? Между письмом Нила Янга и заявлением главы Spotify прошло пять дней молчания и падения акций. Это слишком долго».

Анна Гавура, руководительница проектного отделения агентства коммуникаций «ВАРТО» считает: «компания должна была быстро отреагировать на ситуацию и в публичном поле (социальные сети, СМИ) и четко озвучить позицию Spotify по возникшей проблеме. В целом даже неважно, какую именно позицию они могли озвучить: либо сказать «да, мы ошиблись, введем более строгую проверку контента», либо заявить о том, что они позиционируют себя как открытую площадку для озвучивания разных мнений. Какую из позиций было бы лучше выбрать — зависит исключительно от контекста страны и глобальной позиции по вакцинации.

Но то, как на самом деле отреагировали в Spotify — увы, случается часто и так поступают глобальные корпорации: чтобы не включаться в точечные скандалы, они делают вид, что проблемы нет и избегают публичных обсуждений. Такой сценарий может сработать, но только когда ситуация не набирает массовости и в нее не включаются селебритиз и инфлюэнсеры с большой аудиторией — как и случилось в случае с Нилом Янгом.

С точки зрения бизнес-потерь, вряд ли Spotify сильно пострадает: у них 30% рынка, небольшая прямая конкуренция и достаточно лояльная массовая аудитория. Падение акций — это скорее временная история, стандартная реакция биржи на скандал, и как только активные обсуждения прекратятся — ситуация стабилизируется. Однако с точки зрения имиджа и социальной ответственности компании – это стопроцентно ошибка. Любой эксперт антикризисного пиара понимает, что эту ситуацию компания могла красиво вывернуть в свою пользу: сделать медийную кампанию, пойти на ток-шоу, открыто пригласить стороны конфликта к публичной дискуссии. И параллельно — ввести те изменения по контенту, которые они в результате ввели. Это тоже правильный шаг, но все же первое, чего от них ожидала аудитория, — это публичное высказывание».

Репутационные потери

Репутационные скандалы довольно часто так или иначе влияют на бизнес. Среди них - непродуманные высказывания в социальных сетях, культурная апроприация, воспринимающаяся как расизм и оскорбления, сотрудничество с персоналиями, ставшими героями cancel culture (культуры отмены).

В 2019 году модный дом Gucci оказался в центре расистского скандала после выпуска свитера, напоминающего «black face» - грим белых актеров. Тогда же Adidas раскритиковали за представленные полностью белые кроссовки, выпушенные в рамках линейки одежды и обуви, посвященной Гарлемскому Ренессансу. Оба бренда извинились за свою неполиткорректность. 

Реклама модного дома Dolce & Gabbana, в которой модель палочками неуклюже ест итальянскую еду, вызвала возмущение китайцев и массовые отказы покупать продукцию компании. В результате компания отложила срок показа новой коллекции, от этого бренда отказались крупнейшие китайские маркетплейсы. На фоне роста спроса на luxury-товары в Китае, бренд потерял 98% продаж в этой стране, позже фирма была вынуждена закрыть несколько магазинов. В целом в 2019 году Dolce & Gabbana сократила долю выручки в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 25% до 22%.  

Потери украинского бренда Yaro еще не подсчитаны, но они наверняка были, и немалые. Осенью 2021 года основательница бренда Юлия Привалова разместила в своем Instagram анекдот, высмеивающий бандеровцев. Хотя Привалова удалила пост и извинилась, оценив ситуацию, как вырванную из контекста. Тем не менее, продавать товары Yaro отказались маркетплейс Rozetka, магазины «Сильпо» и несколько других торговых точек.

Защитить бизнес от подобных проблем очень сложно, однако правильная реакция и последующие действия могут сократить возможный негативный эффект для бизнеса. Дарця Капля отмечает, что в некоторых ситуациях бизнес просто не может избежать финансовых и репутационных потерь, в особенности «если дело касается критического для общества вопроса (здоровье, коронавирус, национальность, права меньшинств, политика, семья). Их можно только минимизировать».