- Категория
- Банки
- Дата публикации
Нацбанк не знает, что делать с проблемными банками
начало августа проблемы с платежами и картотекой имели 30 украинских банков. В шестнадцати из них работают временные администрации. У двух финучреждений уже отозваны банковские лицензии. Продление сроков депозитных мораториев говорит лишь о том, что Национальный банк и правительство так и не определились, что они будут делать с проблемными банками.
Несмотря на полугодичную санацию, положение в проблемных банках остается критическим. На прошлой неделе Национальный банк был вынужден продлить еще на шесть месяцев мораторий на удовлетворение требований кредиторов в пяти банках - Укрпромбанке, Захидинкомбанке, Надра Банке, "Национальном кредите" и банке "Киев". Принятие 5 августа закона об особенностях проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков позволило НБУ избежать радикальных шагов в отношении финучреждений.
Но надолго ли? Уже сейчас многие банкиры говорят о том, что правительству невыгодно затягивание решения проблем неплатежеспособных банков, и считают, что решение по этим банкам будет принято за более короткий промежуток времени. На сегодняшний день НБУ санкционировал временные администрации в 16 финансовых учреждениях страны. В сентябре истекают сроки депозитных мораториев еще в четырех банках: Трансбанке - 1 сентября, "БИГ Энергии" и Родовид Банке - 15 сентября, Банке регионального развития - 23 сентября.
Скорее всего, Национальный банк Украины продолжит практику продления мораториев в связи с тем, что эти банковские учреждения не справляются с выплатами вкладов. Но никто не сомневается в том, что едва ли не все небольшие финучреждения, которые к январю не смогут восстановить свою платежеспособность, окажутся в списке на ликвидацию.
Ликвидация
Впрочем, процедура ликвидации может затронуть и системные банки. Несмотря на предоставленную возможность временному администратору Укрпромбанка еще на полгода продлить срок действия депозитного моратория, в Кабмине уже открыто дают понять, что не хотят национализировать этот банк и не видят смысла и далее тянуть время. На прошлой неделе исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский в очередной раз заявил, что активов, которыми располагает банк, недостаточно для того, чтобы расплатиться с вкладчиками, и стоит думать, как оперативно вернуть им деньги. В качестве альтернативы г-н Уманский предложил перевести часть обязательств этого финучреждения в один из государственных банков. Допускают ликвидацию Укрпромбанка и в самом НБУ. Следует сказать, что данный сценарий считается самым дорогим вариантом развития событий. К примеру, ликвидация одного из двух системных банков - Надра Банка или Укрпромбанка - ляжет на Фонд гарантирования вкладов непосильным грузом, поскольку на сегодняшний день он не обладает такими средствами. В том же Укрпромбанке средний размер депозита физического лица составляет около 40 тыс. грн., так что реальный объем выплат вкладчикам будет максимально приближен к 7 млрд. грн. А по состоянию на 1 июля в Фонде гарантирования вкладов аккумулировано всего 4,53 млрд грн.
Перевод части обязательств в один из госбанков
Вторая схема предполагает запуск процедуры ликвидации банка. При таком сценарии реестр вкладчиков будет передан в Фонд гарантирования вкладов, а тот, в свою очередь, должен будет начать выплату компенсаций до 150 тыс. грн, как предусмотрено действующим законодательством. Но для обеспечения выплат вкладчикам системных банков Фонду придется обратиться за кредитом в Национальный банк (это позволяет сделать постановление НБУ №308). Но в том и в другом случаях вкладчикам придется ждать своих денег от трех до шести месяцев.
Рекапитализация
Слияния
Создание банка "плохих" активов
В украинской банковской системе стоимость "токсичных" активов, судя по всему, может превысить шведские размеры. К тому же использование государственных средств на покрытие дыр в балансах проблемных банков приведет к невозможности исполнять бюджетные обязательства. Это США идут сегодня по пути создания "плохого" банка, поскольку обладают возможностью печатать пользующуюся спросом в мире резервную валюту практически в любых объемах, не вызывая краха доллара и всей финансовой системы. В арсенале украинских властей такого инструмента нет. Зато есть другой: резать банковскую систему по живому. Конечно, болезненно, но период послекризисного восстановления экономики может оказаться при этом более коротким.