- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
25 тезисов о 25-летии Украины и ее будущем
Ко Дню Независимости Украины мы пообщалось с авторитетными лидерами мнений страны — от философов до экономистов. В рамках спецпроекта к 25-му дню рождения Украины Delo.UA не только назвало главные промахи Украины за годы независимости, но и выяснило, что нужно сделать, чтобы не провести бесславно следующие 25 лет.
Ниже мы приводим 25 главных тезисов экспертов об экономической, политической, общественной и мировоззренческой ситуации в Украине.
Экономика
Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего
Украина с независимостью в 1991 году получила колоссальную экономическую базу с мощной промышленностью, природными ресурсами, большим количеством образованных людей. Однако вместо борьбы за выживание в конкуренции талантов, смыслов, идей, инноваций мы проедали доставшееся наследие.
Главой ошибкой была тесная интеграция экономики с Россией. Логика процесса уходила в наследие Советского Союза, где была создана тесная промышленная и экономическая интеграция советских республик. Но Украина никогда не была равноправным партнером.
Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
Государство почему-то решило, что дешевая рабочая сила — это наше конкурентное преимущество. Кто такую глупость вложил ему в голову, мне объяснить трудно. Бизнес придет туда, где есть надежные условия сохранности бизнеса, есть дороги, коммуникации, а не только дешевая рабочая сила.
Выше 60 лет нет смысла повышать пенсионный возраст. Во-первых, у нас не такая хорошая ситуация на рынке труда, чтобы сильнее его напрягать. А во-вторых — не такая хорошая ситуация с продолжительностью жизни.
Валерий Пекар, сооснователь платформы "Нова країна"
На пути от СССР к Европе нам нужно создать институты открытого общества, в первую очередь, верховенство права и компактное сервисное государство. А это позволит сформировать новые, либеральные правила игры в экономике: надежная защита прав собственности и конкуренции, минимальное регулирование, прозрачную налоговую систему со стимулами роста, экспорта и инноваций.
Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований
В Украине будет происходить сокращение населения совместно с его старением. Сокращение населения отнюдь не так плохо, как многим кажется. Когда меньше народа, например, спрос на недвижимость должен упасть, а оплата труда, наоборот, вырасти. Плохо именно старение населения — пожилые люди обычно менее трудоспособны, требуют больших медицинских и социальных затрат.
Рецепт стабильно высоких темпов роста известен — защита прав собственности, ограниченное вмешательство государства, доверие между экономическими агентами. Но простота рецепта отнюдь не гарантирует, что его придерживаются.
Исследование Youcontrol бизнес-активности в течение 25 лет
После Революции Достоинства правительство взяло курс на дерегуляцию и упрощение регистрационных процедур, которые должны стимулировать предпринимателей открывать свой бизнес.
Начиная с экономически сложного 2014 года, рост количества ново-зарегистрированных компаний существенно ускорился, хотя, согласно логике, тенденция должна была быть обратной. Ведь в этот период наблюдалось ухудшение экономики, ставки по гривневым кредитам резко подскочили вверх до 21,8%, а в 2015 году инвестиции упали на 20% до $45 млрд. Однако количество регистраций бизнеса все равно продолжало расти. И что еще важнее — противоположная тенденция наблюдается по ликвидации компаний.
Смена политических элит запустила процессы перераспределения активов в бизнес-среде. Это, в свою очередь, поспособствовало открытию новых, в том числе и "схемных", компаний.
Политика
Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
У нас абсолютно не работает система информационно-психологического влияния на население. Правительство и власть должны иногда выходить к людям и объяснять, что вообще происходит. Я убеждена, если бы у нас была такая серьезная политика, нынешней ситуации на Донбассе не было бы.
C точки зрения государственной политики самое страшное — это масштабная субъективная бедность. Когда человек считает себя бедным, он недоволен своей жизнью, но вину за это возлагает не на себя. Подсознательно этот человек ждет вождя. Поэтому им очень легко манипулировать.
Изучать опыт других стран нужно, ведь изобретать велосипед смешно. Но невозможно механически применить его к нам. Надеяться на то, что вот то, что получилось у Польши, Чехии, Румынии, обязательно даст позитивный результат у нас, — не стоит.
Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего
Мы так и не создали школу подготовки менеджмента страны. Практически весь госменеджмент первых 20 лет независимости — это бывшая советская партноменклатура и ее ученики. Только после Майдана в правительстве появились люди, говорящие на иностранных языках и понимающие принципы глобальной экономики и политики, но они все равно оставались в меньшинстве.
Внешняя политика является, в первую очередь, инструментом реализации украинских интересов. Внешняя политика Украины должна быть прагматичной, защищать интересы украинцев и украинского бизнеса по всему миру.
Святослав Вакарчук, музыкант, общественный деятель
Коррупцию в армии нужно приравнять или к национальному предательству, или к самым тяжелым преступлениям, таким как убийство.
Общество
Михаил Минаков, президент Фонда качественной политики
За два последних года демократическая функция гражданского общества исчезла. Гражданский активизм оказался опасным для гражданских свобод и прав, стал возрождать коллективистские формы контроля над правами личности и меньшинств. А идеология этих людей далека от демократии, либерализма.
Поколение 20-25-летних наивно. Но их наивностью прекрасно умеют управлять те самые 50-летние. И у поколения 20-летних — черно-белое видение современного мира и прошлого. Они получили не столько гражданское, сколько этнонациональное образование.
В первую очередь, в Украине нужно создать доступную качественную медицину; передать местным сообществам большинство властных полномочий, от которых зависит качество жизни людей и их социальная безопасность; создать образовательную систему, поддерживающую критическое мышление.
Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
Самый большой плюс, если говорить о прошедших 25 годах, это то, что люди стали меньше надеяться на государство, больше стали понимать, что их жизнь зависит в первую очередь от них самих.
Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего
Человек остается ресурсом для экономики и политических элит, покупающих голоса для своего сохранения у потоков бюджета. В Украине не ценится жизнь человека, а о качестве жизни, кроме избирательных периодов, нет даже разговоров.
Валерий Пекар, сооснователь платформы "Нова країна"
Пройти путь к открытому обществу, поближе к Европе и НАТО, подальше от России и советского наследия, мы сможем только ежедневно перетягивая кого-то из пассивного большинства на нашу сторону.
Последние 2,5 года мы не потеряли, как предыдущие. И пусть даже чувствуем недовольство от того, что движемся медленно, — но не стоим на месте.
Святослав Вакарчук, музыкант, общественный деятель
Сегодня нужно изменить отношение к понятию "знания". Информация — это не есть знания, ведь есть Google и информация стоит ноль. Сегодня не нужно набивать головы детей пустыми вещами. Нужно учить их анализировать мир, объяснять природу вещей.
Истинную независимость Украина де-факто получит тогда, когда ученный, судья и военный будут восприниматься как самое авторитетное звено в украинском обществе.