Анатолий Кущ: центр страны стал базарным центром

В конце прошлого года скульптор Анатолий Кущ, автор двух монументов на Майдане, получил премию – Золотую медаль Академии Национальной академии искусств за выставку «В пошуках коріння»
Как рассказал «ДЕЛУ» Анатолий Кущ, первый конкурс проекта Майда
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По словам скульптора, изначально он отвечал за образную часть проекта. Но спустя какое-то время Кущу оставили лишь визуально-скульптурную часть.

Строительство проходило в очень сжатые сроки. Было принято решение за год сделать проект Майдана. Полгода ушло на документальные проблемы, за остальные полгода - «галопом по Европе» - на осуществление проекта.

12-метровая Оранта-Украина (первая премия в финальном конкурсе) была сделана за два месяца. Натурой для создания монумента стала дочь скульптора. Но когда власти узнали об этом факте, возмутились, и лицо Оранты было изменено. Но скульптору все-таки удалось увековечить лицо дочери в образе Лыбиди. Архангел Михаил был сделан примерно за 1,5 месяца. Основателей Киева – Кия, Щека, Хорива и Лыбидь (третья премия в финальном конкурсе) - скульптор сделал за два месяца. Очень многие детали во всех трех проектах при согласовании с приемной комиссией пришлось поменять. Лицо Хорива Анатолий Кущ сделал с 33-летнего себя.

Анатолий Васильевич, как вы все-таки оцениваете сегодняшний Майдан?

– Не получился ансамбль – это мое личное мнение. И вообще, духовный центр страны стал базарным центром. Надо признаться, что на монумент Оранта-Украина государство не выделило ни копейки. Это ложь, что туда пошло много бюджетных средств. В реальности этим занимались бизнесмены. Ответить сейчас на вопрос, кто прав, кто виноват, просто невозможно. Со мной работали гениальные архитекторы: Александр Комаровский, Олег Стукалов, Руслан Кухаренко. Но они все разные, и в спорах между собой им не удалось найти общую концепцию. Вначале меня «впускали» в этот спор, но затем поняли, что мое решение резко расходится с их решением, и исключили из дискуссии. В итоге все сделано здорово. Я имею в виду отдельные элементы. Сам «Глобус» – это последнее слово техники и настоящая Европа. Но вся беда в том, что эти элементы не собрались в единое целое, и не получилось того, что должно было быть. Нет центра страны. Если мы вспомним Италию, времен Гарибальди и освобождения, после войны с Наполеоном - после этих бед страна была ободранная, в разрухе. Но первое, что они сделали, построили дворец Эммануила, который больше, чем Колизей. Именно этот дворец является символом государственности. Наш Майдан должен был стать таким же государственным символом.

А почему, по-вашему, недовольны Майданом многие люди, у которых нет архитектурного образования?

– Я коренной киевлянин. Жил на Банковой и с детства каждый день ходил в студию через Майдан. Я помню Майдан, когда там была лестница и розы, когда ниспадали фонтаны. Когда там, на площади Калинина, разворачивались фонтаны. Считалась, что площадь гениальна. После этого ее разок переделали. Убрали фонтаны и розы. Народ был недоволен. Затем еще раз переделали. Убрали розы, поставили Ленина. Народ был страшно возмущен. А скульптур Комаровский получил Государственную премию за новый проект площади.

Мы люди инерции. Например, в комнате вы что-то переставили, а муж пришел и говорит, что надо вернуть все на свои места, потому что ему не нравится. Вот так и здесь.

Если примут решение опять переделать Майдан, вы подадите свой проект?

– Такие решения возникают от нашего плебейства. Сегодня переделать, завтра опять переделать. Я считаю, что это идиотизм. А в соответствии с законом об авторском праве, никто не может вносить изменения в проект без моего разрешения. А уж если у меня что-то не получается, тогда могут заниматься другие.

Мы привыкли ломать. Мы все ломаем до основания. А зачем? Те же итальянцы ничего не ломают с приходом новой власти. Посмотрите, сколько в Риме скульптур… Если прийти на Карлов мост, то можно убедиться, что там скульптур больше, чем во всем Киеве вместе взятом. Единственное, что меня покоробило, так это то, что найти хотя бы одну непокалеченную скульптуру практически невозможно. Бьют носы, ломают руки, оставляют надписи различных партий.

Как вы относитесь к тому, что в центре Киева сооружают высотки?

– Я считаю, что надо запретить строить высотки в центре. Приведу такой пример. Встречаешь человека, он улыбается, и ты замечаешь, что у него золотые зубы. И сразу становится как-то не по себе, хотя когда-то это считалось большим шиком. Эти высотки, как вставные золотые зубы. Они чужие и поэтому не нужны. Многие спорят, стоит ли восстанавливать старое. Считаю, что это надо делать. Если взять Золотые Ворота, то их восстановление считаю весьма удачным. Прикасаешься к старым камням - и действительно ощущаешь что-то особенное. Возможно, Золотые Ворота на самом деле были другими, но лично мне нравится данное сооружение. Восстановление церкви XI века на Подоле, под старину, также сделано удачно.

Известно, что вы дружны с Виктором Ющенко, вообще с семьей президента. На последней выставке, которая проходила совсем недавно, присутствовала Катерина Ющенко. Вам поступали заказы или у вас лично не возникало мысли увековечить жену президента в скульптуре?

– Мы действительно давно знакомы с Виктором Андреевичем, и он присутствовал на всех моих предыдущих выставках. По поводу подарков скажу, что я не из тех людей, которые таким образом ищут себе какую-то выгоду. Наоборот, Катерина Ющенко сама сделала мне дорогой подарок. Пока не возникло такой мысли – увековечить ее в скульптуре.

Какие из ваших проектов сегодня утверждены и находятся в разработке?

– Проект памятника Петру Могиле, за который в 2003 году я получил Первую премию на конкурсе. Работа еще не начиналась, но памятник планируют поставить возле Киево-Могилянской академии. Предполагается, что фигура будет 3-метрового размера. Пока не принято решение о судьбе проект памятника жертвам голодомора. Если не решат, то памятник, возможно, будет воздвигнут не в Украине. Проектов много. Только б их не мешали реализовывать.

Памятники в Украине

Скульптурные композиции «Первые бои», «Сожженные города и села», «Партизанский рейд» в сооружении мемориального комплекса «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве.

Цикл памятных знаков «Шляхи Тараса» во многих регионах. Также памятники «Берестецкие битвы», «Ярославна», «Баян», «Князь Игорь», «Жертвам концентрационных лагерей» и другие. Всего около 60 памятников и памятных знаков.

Проекты зарубежом

 В 2003 году в Варшаве поставлен памятник Тарасу Шевченко.

В 1993 году в Блюмингделе в Чикаго был установлен памятник жертвам голодомора 1933-1933 гг.

В 1996 году в Рокфорде (штат Иллинойс, США) установлен памятник Богдану Хмельницкому. В Беларуси – памятник Тарасу Шевченко.