Бальцерович: Без сокращения расходов бюджета реформы в Украине не провести

Автор "шоковой терапии" в Польше Лешек Бальцерович провел встречу с народными депутатами Верховной Рады с целью донести им, насколько важно работать в команде с правительством при проведении реформ и не бояться принятия непопулярных решений
О важности доверия

Главным критерием успешности является доверие, которое следует восстанавливать путем стабилизации бюджета. В Украине были огромные расходы бюджета, что спровоцировало большой дефицит. Ваша страна — лидер в Европе по этому показателю — и это, безусловно, нехорошее лидерство. Хуже только во Франции, но она намного богаче. Если же вспомнить Польшу, то расходы у нас ниже, чем в Украине, но все равно достаточно высоки.

Завышенные расходы бюджета нужно сокращать в первую очередь путем реформ. Как я вижу, некоторые из них в Украине уже начались. Кстати, отчет для проведения реформ Кабинетом министров Арсения Яценюка следует вести не с прошлого года, а после парламентских выборов (с ноября 2014 года).

Большинство исследований показывают, что намного эффективнее для экономики стабилизация бюджета посредством сокращения расходов, а не повышения налогов.

Следующий шаг — доверие к национальной валюте. В этом плане важна политика Национального банка. Относительно критики в адрес НБУ хочу отметить, что высокая инфляция в Украине не была вызвана политикой Нацбанка — в сложившихся обстоятельствах, мне кажется, это было неизбежно.

Я не считаю, что переход к более гибкому курсу валюты является ошибкой. Если курс гривни падает, то другая часть политики, включая бюджетную, тоже падает. Но если повысить доверие, то вырастет и курс валюты. К тому же, большинство соцстран перешли с фиксированного на гибкий курс валюты.

Стабилизации курса гривни должна помочь реализация программы МВФ, которая предусматривает уровень инфляции в 5%, если Украина удержится.

Еще одним важным аспектом является скорость проведения реформ. Когда я работал в правительстве Польши (1989-1991 и 1997-2000), доверие к нам было очень высокое. Но если бы мы двигались медленно, то доверие к нам со стороны граждан и бизнеса снижалось бы и экономическая обстановка только ухудшалась. Мне кажется, в Украине есть некоторые элементы чрезвычайной политики (после Майдана). Но эйфория не может длиться более 1 — 2 лет. Дальше проведение реформ только на словах длиться не будет: слова без действий только ухудшат обстановку.

В этом плане очень важна борьба с популизмом и популистами. Такие политики есть везде, независимо от того, "левые" они или "правые". Они утверждают, что все проблемы должны быть решены государством, как при СССР. Государство должно дать больше денег, а откуда — их не интересует. А непопулисты говорят, что государство уже создает больше проблем, чем решает. По их мнению, сокращение государства (а значит, издержек, налогов, регуляции) позволит решить большинство проблем. Я считаю, что очень важно укреплять антипопулистические группы.

Дерегуляция

Если страна очень централизованная, следует провести децентрализацию — передать на места полномочия и финансы.

В этом вопросе существуют две проблемы. Во-первых, трудно ломать существующую систему. Для этого требуется очень компетентная сильная команда. Во-вторых, важно избежать ситуации, чтобы не появилась новая регуляция, чтобы "вредное законодательство" не возрождалось.

Только одной дерегуляции будет не достаточно, если существуют государственные организации, которые погрязли в коррупции. В таких случаях требуются более решительные действия.

Финансовая децентрализация в Украине разрушит устоявшуюся систему, когда региональные руководители стараются обрести связи с центральной властью. Нужно сокращать поле для неформальных политических связей.

Приватизация

Удачной реформы государственных предприятий не существует. Страны, в которых была существенная доля госпредприятий, проводили разные реформы, и только одна из этих реформ оказалась эффективной. Это приватизация. Только под приватизацией следует понимать деполитизацию. Суть государственной собственности — это связь с политикой. Этим путем можно передавать "пожелания" номенклатуре.

В условиях Украины, возможно, следовало бы подождать, чтобы выросло доверие и выросли цены. Но не нужно ждать слишком долго.

Реприватизация возможна только в исключительных случаях: там, где имущество продано по слишком заниженной цене. Но не повсеместно, иначе реприватизация привела бы к дестабилизации страны.

О вредных налогах

Налоги очень высоки, потому что очень значительны расходы бюджета. Чтобы сократить налоговое бремя, не навредив экономике, нужно провести самую главную налоговую реформу — оптимизировать издержки. Почти все налоги вредны, но в разной степени. Менее вредны косвенные налоги (НДС…). К сожалению, нам в Польше не повезло ввести единую ставку налога, которая позволяет сократить пространство для манипуляций.

Следующий по вредности налог — прогрессивный налог на доходы, который демотивирует людей больше работать и, соответственно, больше зарабатывать. В то же время такой косвенный налог, как налог на собственность, почему-то непопулярен.

Хочу отметить, что в соцстранах структура налогов лучше, чем в США, так как в Америке большая часть налогов — налоги на доходы. У нас же большинство налогов — косвенные, которые меньше вредят. Нужно идти этим путем.

О сотрудничестве с МВФ

В Польше и других странах с одной стороны была программа развития экономики, с другой стороны — зарубежные партнеры. Среди иностранных партнеров очень важен МВФ. Заместитель главы Фонда Дэвид Липтон — опытный человек, и он очень интересуется Украиной. В свое время он помогал нам в Польше (тогда он был моим советником). Липтон понимает важность успеха Украины для Европы и мира.

К тому же без поддержки МВФ невозможно получить реструктуризации внешнего долга. Нам удалось реструктуризировать долг, так как в наших интересах было проведение радикальных реформ, при этом мы знали, что наши кредиторы были готовы поддержать успехи этих реформ.

СПРАВКА

В первом правительстве независимой Польши в 1989 году Лешек Бальцерович занимал пост вице-премьера и министра финансов. Он внедрил свой план быстрого перехода от плановой государственной экономики к рыночным отношениям. Комплекс реформ Бальцеровича называли "шоковой терапией". "План Бальцеровича" вызывал много критики, и в 1991 году его уже не взяли в правительство.

Вернулся ко власти Бальцерович в 1997 году, заняв пост вице-премьера и министра финансов, в котором проработал до лета 2000 года.