Бизнес не идет на налоговый компромисс из-за нехватки оборотных средств

Налоговики обратятся к Минфину с предложением рассмотреть вариант рассрочки для уплаты налоговых обязательств по процедуре налогового компромисса из-за недостатка оборотных средств у бизнеса

В первый месяц действия налогового компромисса Государственная фискальная служба столкнулась с тем, что количество желающих сдаться не соответствует ее ожиданиям. Среди основных причин налоговики называют недостаток оборотных средств у предприятий, непонимание ситуации со стороны рядовых следователей налоговой милиции и налоговых юристов, а так же надежду бизнеса на "авось".

Нехватка денег у бизнеса

Самая большая проблема, по мнению главы ГФС Игоря Билоуса, заключается в том, что из-за кризиса банковской системы Украины многие компании не могут рассчитаться с Государственной фискальной службой по процедуре налогового компромисса.

"Вы знаете в каком состоянии находится наша банковская система, что происходит с курсом национальной валюты. Все это приводит к недостатку оборотных средств у предприятий", — сказал Билоус. Следовательно, они не всегда могут единоразово заплатить "компромиссную" сумму", которая составляет 5% от недоплаченных в бюджет налоговых обязательств.

По словам Билоуса, когда принимался закон, такой ситуации не было, поэтому возможность рассрочки в нем не прописана. Сейчас ГФС обсуждает этот вопрос с Министерством финансов, однако Билоус опасается, что для того, чтобы механизм рассрочки имел законную силу, соответствующие изменения нужно провести через Верховную Раду, так как закон был прописан достаточно детально. А это будет непросто.

Неля Привалова, директор департамента методологической работы ГФС отмечает, что девальвация гривни имела в данном случае и позитивный эффект, ведь суммы согласовываются в гривне. "С учетом девальвации это уже не те суммы, какими они были год назад", — утверждает Привалова.

Вдруг пронесет?

Все же, по словам налоговиков, самые активные участники программы — это те, у кого уже заканчиваются проверки. До того, как они получают налоговые уведомления-решения, эти компании уже соглашаются на компромисс. Остальные ждут, что их пронесет. Однако Билоус утверждает, что не пронесет никого.

"У нас уже есть наработанная база нарушителей. Сейчас мы ее используем для того, чтобы договариваться. Выгоднее договориться сейчас, потому что после 16 апреля мы придем ко всем. К тем, кто считает себя самыми хитрыми, придут к первым. А потом будут бегать тут, жечь шины и кричать, что мы давим бизнес. Но мы же предупреждали", — пригрозил главный налоговик.

Однако к угрозам налоговиков украинский бизнес выработал стойкий иммунитет, поэтому Александр Горошинсий, партнер АФ GORO legal, оценивает такие угрозы с иронией: "на налогоплательщиков налоговые службы давили раньше и будут давить и дальше".

Дмитрий Гарный, партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса и налоговый юрист, поясняет, что на компромисс, прежде всего, нужно идти, когда обязательства уже начислили. В остальных случаях все зависит от объемов налога и периода; операции, которые совершались в первой половине 2012 года, могут не успеть проверить.

По его словам, принимая решение, предприятию нужно оценить, во-первых, риски проверки и возможные объемы начислений налоговых обязательств, во-вторых — свои финансовые возможности на случай участия в компромиссе.

Саботаж следователей

Еще одной проблемой стала налоговая милиция на местах, которая предлагает бизнесу "альтернативные" варианты решения проблем и открывает уголовные дела. "Предприятия пугаются и включают заднюю", — сетует Билоус. Недавно ГФС выпустила внутреннюю инструкцию, которая запрещает следователям регистрировать уголовные производства в таких случаях.

Александр Горошинсий приводит пример: налоговый компромисс подразумевает признание плательщиком всех нарушений, которые налоговая служба прописала в акте проверки (это если "компромисс" по результатам проведение налоговой проверки) — признать, что налогоплательщик работал с фиктивными предприятиями, по сути, уклонялся от уплаты налогов. Закон говорит об освобождении от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, фиктивное предпринимательство, но, вместе с тем, в налоговом акте нередко идет речь об подделке документов (служебный подлог), легализации доходов, полученных незаконным путем и прочее. Кроме того, применив налоговый компромисс, признав вину, при последующей налоговой проверке налогоплательщик создает себе историю недобросовестного налогоплательщика.

Подобные случаи действительно есть, признает Вадим Мельник, начальник главного следственного управления финансовых расследований. Следователь соглашается на закрытие дела по 212 статье, но грозится открыть производство за подделку документов. Мельник заверил, что донес до налоговой милиции на местах — по программе компромисса амнистируется не факт уклонения, а операция в целом.

Итоги месяца

Всего, по данным ГФС, по состоянию на 17 февраля было подано 614 заявок на участие в программе налогового компромисса. По этим заявкам налоговые обязательства плательщиков увеличены на 1,4 млрд грн по налогу на прибыль предприятий и на 1,5 млрд — по НДС. По словам Билоуса, это бизнес из самых разных отраслей, в основном средний, так как крупный еще занимается подсчетами.

Через процедуру налогового компромисса уже закрыто одно уголовное производство, по которому в бюджет поступило 1,6 млн гривень. Еще пять уголовных производств на 7 млн гривень будут закрыты в ближайшее время.

Как ранее сообщало Delo.UA, ожидаемые поступления от налогового компромисса в госбюджет составят около 600-700 млн грн. Об этом рассказал первый заместитель главы Государственной фискальной службы Украины Владимир Хоменко.

Напомним, что Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса", который Верховная Рада Украины приняла 25 декабря 2014 года, вступил в силу 17 января 2015 года.

Согласно закону, при применении процедуры налогового компромисса плательщик должен уплатить 5% от суммы задекларированных или определенных в налоговом уведомлении-решении налоговых обязательств. При этом остальные 95% такой суммы считаются погашенными, а штрафные санкции и пеня начисляться не будут.