Блокада ОРДЛО и российские "дочки": почему МВФ передумал рассматривать "украинский вопрос" и чего стоит ждать

Delo.UA разбиралось в том, что означает исчезновение Украины из повестки дня заседания директоров МВФ

Спокойным воскресным днем "зрада" пришла в Украину, откуда не ждали — МВФ убрал вопрос пересмотра программы EFF с Украиной и выделение стране четвертого транша в $1 млрд на неопределенный срок. Украина отсутствует в повестке дня Фонда, которая расписана по 24 марта.

Вскоре официальные ведомства в лице Нацбанка и Минфина объяснили такое решение потребностью уточнить расчеты по экономическим последствиям от мер по блокаде ОРДЛО и санкций в отношении "дочек" российских банков. Delo.UA собрало последние имеющиеся данные по внезапной заминке в работе программы и узнало, что может быть дальше.

Причина и следствие

Блокада ОРДЛО. Пять дней назад СНБО в ответ на захват украинских предприятий на территории "Л/ДНР" ввел санкции, которыми временно запретил транспортное сообщение с неподконтрольными территориями. В частности, через линию соприкосновения запрещено перемещение грузов, а все автомобильные и железнодорожные пути, которые к ней ведут, будут перекрыты Нацполицией и Нацгвардией. Разрешено лишь перемещение гуманитарной помощи.

МВФ хочет понимать, какие последствия для экономики Украины будет иметь "отрезание" от экономики страны части предприятий, которые все еще давали налоговые поступления и валютную выручку в качестве экспортеров. Для этого Фонд хочет увидеть расчеты украинских ведомств, которые покажут, что Украина может компенсировать потери за счет других источников.

Хотя с момента введения санкций прошло пять дней, пока ни Кабмин, ни Нацбанк не имели обновленных макропрогнозов. Для этого НБУ сегодня провел внеочередное заседание комитета по монетарной политике и уже завтра должен обнародовать новые показатели. Минфин пока не уточняет, когда сможет дать свой обновленный прогноз, однако СМИ уже опубликовали определенные расчеты со ссылкой на Кабмин.

Как пишет РБК-Украина, минимальные потери от блокады будут состоять в снижении темпов роста ВВП на 1,2 процентных пункта (п.п.) и росте курса к концу года — на 3 грн/$. В случае пессимистического сценария падение составит 2,5 п.п и 5,6 грн/$ соответственно. В лучшем случае, потери от снижения экспорта прогнозируются на уровне $1,2 млрд, в худшем — почти $1,8 млрд. Это, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку на курс — доллар может подорожать еще на 3-5,6 грн. Сократятся и налоговые поступления, в частности, по ЕСВ и НДС.

Российские "дочки". Решение СНБО, принятое пять дней назад, касалось не только ОРДЛО. Тут же Совет нацбезопасности потребовал от НБУ придумать санкции для "дочек" российских банков в Украине в ответ на признание Россией "паспортов" "Л/ДНР" в качестве документов, удостоверяющих личность, после чего россбанки также признали действие бумажек, выданных в ОРДЛО. Предложенные Национальным банком меры оказались относительно мягкими и были направлены скорее против материнских структур этих банков. В частности, регулятор предложил запретить вывод капитала в пользу материнских структур "дочек" российских банков.

Под санкции попали только дочерние учреждения россбанков с государственным капиталом, то есть Сбербанк, Проминвестбанк, ВТБ, VS банк и БМ банк.

В частности, им запретили возврат субординированого долга, межбанковских кредитов, депозитов, размещение средств на корсчетах, возврат процентов, выплату дивидендов и прочее. Запрет распространяется на распределения прибыли и капитала. При этом банки не нарушают норм украинского банковского законодательства. В частности, "Сбербанк Украина" публиковал заявление о непризнании "паспортов" из оккупированных территорий документами, удостоверяющими личность.

В Нацбанке заверили, что санкции по отношению к "дочкам" российских банков не повлияют на клиентов, юридических и физических лиц, а активов хватит для погашения обязательств перед всеми вкладчиками. Более того, как отметила замглавы НБУ Екатерина Рожкова, все банки с государственным российским капиталом ищут инвестора, чтобы покинуть украинский рынок.

Какая сумма попала под запрет? "Дочки" российских банков в Украине накопили $1.3 млрд кредитов от материнских структур (включая субординированный долг). Объем % платежей, которые не получат материнские структуры — около $90 млн в год.

"Больше всего кредитов — в Сбербанке (на них приходится около половины от всей суммы). Меньше всего — БМ Банке (ноль)", — отмечает аналитик банковского сектора компании ICU Михаил Демкив. При этом, сегодня международное рейтинговое агентство Moody"s заявило, что эффект от этих санкций для материнских банков будет ограничен, из-за малой доли украинских активов в портфелях россиян. На конец 2016 года активы украинского Сбербанка составляли 0,46% от совокупных активов "материнского" банка, у ВиЭс банка — 0,04%, Проминвестбанка — 2%, БМ-банка — 0,03%, ВТБ банка — 3,3%.

Могут ли иметь эти санкции эффект для украинской экономики? Могут, если будет слишком активный отток депозитов и значительно ухудшаться нормативы банков. Если оттоки продолжаться до момента, когда потеряет возможность обслуживать обязательства перед вкладчиками, как и любые другие банки, они отправятся в Фонд гарантирования вкладов. Но перед тем как случится нечто подобное, Нацбанк готов поддержать банки через кредиты рефинансирования. Более того, как заявляли в регуляторе, пока что ни один из этих банков не обращался в НБУ за дополнительной ликвидностью, что говорит о достаточном уровне ликвидности в этих банках.

И что?

Зачем МВФ понадобились расчеты экономических последствий, когда уже вот-вот (сегодня) должно было начаться заседание совета директоров, на котором решился бы вопрос с предоставлением Украине очередного транша в рамках программы EFF?

Макроэкономические показатели и прогнозы по ним, изменение которых теперь хочет отследить МВФ, закладываются в программу для расчета количественных показателей (уровень резервов, например), которые, в свою очередь, показывают эффективность выполнения программы. Из этих показателей МВФ делает вывод о способности Украины обслуживать кредит и возвращать средства, что собственно всегда составляет суть интереса любого кредитора к заемщику.

Что может измениться, когда МВФ увидит обновленный прогноз? Как отметил собеседник Delo.UA, близкий к переговорам, стоит сразу сказать три "не":

  • Фонд не уменьшит/увеличит сумму программы, так как она фиксирована;
  • не изменятся ставки по кредитам, которые Украина привлекает от МВФ, так как они также фиксированы;
  • у Фонда нет оснований для остановки программы — Украина не нарушала условий программы, а история знает примеры кредитования МВФ и стран в куда более затруднительном положении (например, Аргентина).

В случае же, если для экономики Украины обновленный прогноз буде катастрофическим Фонд может пойти на пересмотр условий программы, при которых появятся компенсаторы понесенных потерь.