НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Большая визовая четверка: кому и зачем посольства отдают оформление виз

На прошлой неделе во Львове открылся крупнейший в Украине визовый центр, обслуживающий 11 стран. А еще неделей ранее в прессе кипели страсти, связанные с иностранным происхождением визовых операторов. Самое время выяснить, что происходит на рынке визовых сервисов в Украине, зачем посольства отдают "на откуп" исконно свои функции и чем визовые центры будут заниматься в случае вступления в силу безвизового режима с ЕС
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

5 февраля консулы сразу нескольких стран — Польши, Чехии, Германии — встретились во Львове, чтобы торжественно открыть самый большой в Украине визовый центр. Правда, мероприятие было по сути чисто протокольным, поскольку де-факто львовский визовый центр функционирует уже три месяца. Зачем открывать крупнейший в стране визовый центр за полгода до предполагаемого вступления в силу безвизового режима?

Не посольством единым

До середины прошлого десятилетия документы на визы принимались исключительно в посольствах и консульствах, расположенных, как правило, в столице. Жителям других городов приходилось ездить за визами в Киев, теряя время не только в поездках, но и в очередях, которые год от года становились все длиннее.

В какой-то момент дипломатические миссии наиболее посещаемых стран поняли, что просто перестают справляться с растущим потоком туристов, а расширять собственные визовые отделы им не позволяют ни площади помещений, ни объемы финансирования, получаемые от своих правительств. Вот тогда и появилась идея передать всю "бумажную" работу на аутсорсинг, оставив за собой лишь принятие решений — выдавать или не выдавать визу в каждом конкретном случае.

Первыми по пути визового аутсорсинга пошли Бельгия и Нидерланды — их визовые центры были открыты в 2007 году. Опыт оказался удачным, и вскоре примеру коллег из Бенилюкса последовали дипмиссии других европейских стран. На сегодняшний день систему приема и выдачи документов через визовые центры внедрили дипломатические представительства 15 государств. Такие центры открыты в 16 городах Украины, не считая трех городов (Симферополя, Донецка и Луганска), которые оказались на оккупированных территориях, — визовые центры там временно не работают (что касается Крыма, то виза для россиян в 2016 не выдается)

В новом визовом центре во Львове представлены интересы аж 11 государств: заявители могут подавать документы на оформление виз в Польшу, Германию, Болгарию, Грецию, Словению, Чехию, Литву, Бельгию, Нидерланды, Хорватию и Канаду. Общая площадь визового центра 2600 кв.м, он занимает целый этаж торгового здания. Для обслуживания заявителей открыты 109 окон, но основная часть — более 50 — приходится, что ожидаемо, на польский сектор.

За день визовый центр способен обслужить 3000 человек, при этом работает электронная очередь, время ожидания в которой не должно превышать 15 минут.

"Большая визовая четверка"

Так кому же в итоге украинцы отдают документы? На рынке визового обслуживания работают на текущий момент 4 компании, которые были выбраны правительствами зарубежных стран для представления своих интересов на территории Украины: TLSContact, VMS, "Пони-Экспресс" и VFS Global. Эти компании выбираются на открытых тендерах, условия которых определяются исключительно организаторами — дипломатическими миссиями. Ни МИД Украины, ни какие-либо другие правительственные учреждения прямого отношения к этому не имеют.

Ни один из этих четырех брендов не является украинским, а некоторые даже не имеют официально зарегистрированных в Украине дочерних компаний. Но это не уникально-украинская ситуация — аналогичная картина наблюдается и в России, и в Казахстане, и в других странах с заведомо высоким уровнем коррупции. Местный бизнес к визовому аутсорсингу посольства стараются просто не подпускать. Почему — ответ очевиден, хотя сами дипломаты от него вежливо уклоняются.

Компания TLSContact является частью французского телекоммуникационного холдинга Teleperformance, главное направление деятельности которого — строительство и эксплуатация call-центров (более 230 в 62 странах мира). В Украине TLSContact управляет визовыми центрами Великобритании и Швейцарии.

Компания "Пони-Экспресс", представляющая интересы Словакии и Латвии, — это дочернее предприятие российской курьерской службы с одноименным названием. Основным бенефициаром этой компании является известный российский олигарх Олег Дерипаска.

Итальянская компания VMS (Visa Management Service) управляет соответственно визовыми центрами Италии. По некоторым сведениям, компания аффилирована с известной финансовой группой Intesa Sanpaolo. Эту информацию косвенно подтверждает тот факт, что все визовые центры в Украине VMS открывает на базе отделений "Правэкс-Банка", единственным акционером которого является как раз Intesa Sanpaolo.

Самый крупный "клиентский портфель" — 18 стран — у международной компании VFS Global. По сути именно эта компания в свое время придумала само понятие "визовый аутсорсинг" и, по сути, основала этот рынок еще в 2001 году. VFS Global — часть крупнейшего международного туристического холдинга Kuoni Group, который в этом году отмечает свое 110-летие. Штаб-квартира Kuoni Group находится в Цюрихе (Швейцария), главный офис VFS Global расположен в Дубае (ОАЭ), а международный центр технической поддержки — в Мумбаи (Индия). Клиентами VFS Global являются правительства 48 государств, в интересах которых визовые центры функционируют в 124 странах мира.

Именно вокруг VFS Global пару недель назад бушевали страсти из-за обвинения компании в работе через третьих лиц, которые, в свою очередь, предположительно имеют отношение к оффшорной компании. Подозрения вызвал чек об оплате услуг визового центра, на котором было указано другого юридического лица — ПП "Вiзовий Сервic Центр". В компании VFS к этой истории относятся более чем спокойно и с легкостью ее комментируют.

"Во многих странах, в том числе в Украине, VFS работает совместно с партнерами — управляющими компаниями, — поясняет менеджер VFS в Украине Амит Кумар Шарма. — Мы привлекаем их в первую очередь для строительства и ремонта помещений визовых центров, поскольку сама VFS Global не занимается стройкой. И иногда передаем часть технических функций, таких, например, как подбор персонала или прием платежей от заявителей. Эти компании обязательно присутствуют в наших конкурсных заявках и утверждаются дипломатическими миссиями, чьи интересы представлены в Сервисно-визовых центрах. Фирма "Вiзовий Сервic Центр" — одна из таких компаний-партнеров, причем в Украине мы работаем с ней уже больше 7 лет".

Строго говоря, VFS Global — это IT-компания, разрабатывающая программные платформы, системы безопасности и технологии обработки визовых обращений, а также обеспечивающая сбор персональных данных заявителей и защищенную передачу этих данных консульствам. Визовый центр принимает у заявителя документы, проверяет их на соответствие требованиям консульства, приводит к единому согласованному формату отображения, и отправляет в консульство. Все, дальше работают консулы. Во всем мире дипмиссия остается единственной инстанцией, принимающей решение — выдать или нет запрошенную визу. Сервис-провайдер на это решение влиять никак не может.

"При этом, подписывая контракт с дипмиссией, VFS берет на себя полную ответственность за сохранность и защиту персональных данных, — добавляет Амит Кумар Шарма. — Вывеска VFS Global на визовом центре означает, что абсолютный контроль за всеми процессами осуществляет только одна компания".

По словам г-на Шарма, ключевые менеджеры визовых центров назначаются только компанией VFS Global. Весь процесс работы центра подчинен единым технологиям и стандартам качества обслуживания аппликантов. Супервайзоры VFS в режиме постоянного мониторинга строго следят за соблюдением этих стандартов, особенно в части защиты информации и персональных данных. Все сведения поступают в консульства по закрытым каналам связи; компьютеры сотрудников, принимающих документы и снимающих биометрические данные заявителей, не имеют ни доступа в интернет, ни каких-либо портов для подключения внешних запоминающих устройств, даже сделать снимок экрана на таком компьютере невозможно. Эффективность систем информационной безопасности VFS Global подтверждается не только международными сертификатами ISO, которые вывешены в зале Львовского визового центра, но и отсутствием каких-либо серьезных инцидентов за все время работы компании на мировом рынке визового аутсорсинга — этот факт особо подчеркивали консулы, выступавшие на церемонии открытия.

В других крупных визовых центрах сервисные функции также могут быть распределены между несколькими субпорядчиками. Например, во Львове платежи принимают два польских банка — Kredobank и Idea Bank. Отдельно работают фирмы, продающие страховки, услуги курьерской доставки, обслуживающие автоматы по продаже кофе, прохладительных напитков и снеков. Эти фирмы объединяет одно: все они были заявлены на тендерах как партнеры VFS Global и работают по согласованию c консульствами, и все подчиняются правилам и внутренним законам VFS.

Что же касается перспектив введения безвизового режима, который, очевидно, существенно сократит заработки всей "большой четверки", стоит учитывать, что в Украине до сих пор не присутствуют посольства целого ряда стран, и сегодня для подачи документов на визу в эти страны украинцам нужно отправляться в Москву или Варшаву. Так что очевидно: если Украина наконец дождется безвизового въезда в Европу, то ни новый центр во Львове, ни уже существующие центры в Киеве и других городах Украине не останутся без работы — просто привычные названия стран ЕС сменятся на более экзотические.