НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Чего ожидает избиратель

Как изменились ожидания электората за последних два года
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

политических рейтингов кандидатов в президенты, которая установилась с начала года, нарушится к концу сентября — началу октября. Социологи убеждены, что может измениться не только дистанция между основными кандидатами Виктором Януковичем (рейтинг по данным разных соцопросов — от 24 до 34,7%) и Юлией Тимошенко (15,6-24,4%), но и увеличиться их отрыв от ближайших конкурентов. По мнению директора Центра социальных исследований «София» Андрея Ермолаева, толчком для этого послужит активная мобилизация электората командами главных конкурентов. Для этого на протяжении весны-лета был проведен ряд социологических исследований по заказу политических сил, которые должны были определить ключевые ожидания избирателей от нового главы государства.

По словам политтехнолога Тараса Березовца, согласно полученным результатам, приоритетными для граждан оказались: ожидания возвращения банковских вкладов, борьба с безработицей, персональная безопасность. В противовес сегодняшним настроениям  избирателей он приводит пример 2007 года, когда на парламентских выборах в главных приоритетах избирателя было улучшение благосостояния. Социологи прогнозируют, что команды кандидатов в президенты учтут полученные данные и будут на их основе строить стратегию своих кампаний. Например, научный руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина не исключает, что для удовлетворения электоральных ожиданий правительство к концу года может выделить деньги для полного возвращения вкладов клиентам банка «Надра» и Укрпромбанка. «У этих банков на двоих до 4 млн. клиентов, плюс семьи — такой шаг может положительно повлиять на рейтинг кандидата (премьер-министра Юлии Тимошенко. — «ДЕЛО»), — говорит социолог. — А волна инфляции, которая может за этим последовать, придет уже после даты выборов».  

Кроме того, по мнению директора социологической компании Research & Branding Group Евгения Копатько, актуальными в риторике политиков будут темы жилищно-коммунального хозяйства, когда стартует отопительный сезон. А под Новый год станет ребром газовый вопрос и соответственно актуализируется тема российско-украинских отношений. Эту карту уже взялся разыгрывать Виктор Янукович, пообещав сделать русский язык вторым государственным. По мнению профессора политологии Киево-Могилянской академии Алексея Гараня, таким образом лидер Партии регионов пытается отобрать пророссийский электорат у Инны Богословской, Натальи Витренко и других политиков, играющих на этом поле.

В то же время вхождение в активную фазу предвыборной пропаганды может не дать желанного эффекта Арсению Яценюку. По словам ряда социологов, рекламная кампания, которую ведет будущий кандидат несколько месяцев, вначале серьезно подняв рейтинг — до 14% и выше, — сейчас не дает дальнейшего роста. К осени популярность политика даже упала на несколько процентов.

Ближайшие результаты соцопросов будут известны в конце сентября — начале октября. Их должен обнародовать фонд «Демократические инициативы», который проведет исследование совместно с Центром им. Разумкова и соцкомпанией «Юкрейниан Социолоджи Сервис» по заказу Международного фонда «Возрождение». В октябре свое исследование также проведет и опубликует Киевский международный институт социологии. По данным опрошенных экспертов, одно из наиболее крупных исследований за последнее время было проведено в июне этого года по заказу Блока Тимошенко. Его стоимость, предположительно, превышала $50 тыс.

Читайте также: Нужна ли Верховная Рада перед выборами?