Чей Донбасс? Анализ закона об особом статусе Донбасса

16 сентября Верховная Рада Украины определила некоторые особенности правового статуса отдельных территорий, которые находятся в Луганской и Донецкой областях. О том, чей теперь Донбасс рассуждает Александр Величко, адвокат, партнер ЮФ "Величко Филь"
Территория

Прежде всего следует отметить, что законом не определены конкретные границы территорий, на которые он распространяется. Зато установлено, что соответствующие территории будут определяться решением руководителя Антитеррористического центра при СБУ. Очевидно, что такая гибкость необходима для оперативного расширения или сужения территорий, подпадающих под действие Закона.

Закон не содержит порядка обнародования таких решений, однако, исходя из Закона "О доступе к публичной информации" — такие решения должны быть обнародованы в установленном порядке. До их обнародования, таким образом, закон применяться не может.

АТО

Принятый закон не запрещает проведение АТО в зоне его действия и не останавливает ее. Поэтому, формально, препятствий для проведения АТО закон не содержит.

Ответственность на территориях

Закон предусматривает, что государство гарантирует в соответствии с законом недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей.

Приведенное правило, формально распространяется не только на граждан Украины, но и на иностранцев и лиц без гражданства. Таким образом, по логике закона, иностранные наемники, как и граждане Украины, не могут подлежать уголовному преследованию за совершенные ими преступления на территории Донецкой и Луганской областей. Это, по нашему мнению, становится возможным благодаря тому, что он распространяется на всех "лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей".

Как известно, такими "событиями" были и те, которые с легкостью можно назвать преступлениями (посягательство на территориальную целостность, терроризм, разбои, похищения людей, пытки, незаконное ношение оружия и т.п.). Учитывая, что употребленное понятие "событие на територии...." является слишком широким, то в этом плане Закон требует существенных уточнений — распространяется ли данная статья на преступления, какие именно преступления, временные рамки таких "событий" и т.д . Без такой детализации Закон предоставляет очень широкое поле для неоправданного освобождения от ответственности лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, что недопустимо.

Распространяется ли приведенное правило и на военнослужащих, а также и других лиц, которые действовали в составе сил АТО? Учитывая употребленные в Законе формулировки, считаем, что тоже должно распространяться.

В то же время, невозможно обойти тот факт, что единственным законом об уголовной ответственности в Украине является Уголовный кодекс Украины, который однако, не был изменен. Поэтому следует ожидать соответствующих изменений к нему. К тому времени, по нашему мнению, вышеприведенные положения Закона применяться не смогут, так как они не соответствуют Уголовному кодексу Украины.

Вред и убытки

Законом установлено, что органам власти и их должностным (служебным) лицам, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях.

Означает ли это, что юридические лица не смогут заявлять требования о возмещении причиненного им вреда к лицам, ее причинившим? Как ни прискорбно, но мы приходим именно к такому выводу, потому что данная норма не устанавливает исключений для привлечения именно к гражданской ответственности тех, кто причинил вред. Является ли это оправданным? Вряд ли. Особенно с точки зрения бизнеса.

В то же время, о вреде причиненном физическим лицам, закон приведенных исключений не содержит, а поэтому физические лица смогут предъявлять соответствующие требования к своим обидчикам.

По нашему мнению, в этом отношении закон является достаточно сырым, и поэтому он должен претерпеть изменения. Иначе, в соответствии с ЗУ "О борьбе с терроризмом" вся ответственность за ущерб может быть возложена на государство, то есть на нас с вами.

Иммунитет

Законом установлено, что полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим Законом, не могут быть досрочно прекращены.

Означает ли это полный иммунитет на все случаи жизни? А если депутат или городской (сельский) председатель станет гражданином другого государства? А как же требования относительно несовместимости, осуждение его за преступление?

Формально, получается, что это полный иммунитет. Тоесть, депутатам местных советов, городским и другим головам по сути, можно менять гражданство. Нетрудно догадаться о гражданстве какой именно страны может идти речь.

Уверены, что приведенные правила есть ничем не оправданы и создают благоприятные условия для полной безнаказанности соответствующих органов местного самоуправления. Закон в этом плане должен быть существенно доработан.

Прокуратура и суды

Законом определяется, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов.

Итак, планируется, что прокуроры районов, городов, а также главы всех судов должны быть согласованы с соответствующими органами местного самоуправления. Чью же волю они будут выполнять? Будут ли они подчиняться только закону, или еще кому-то? Будут ли суды на Донбассе независимыми и от кого? Вопросы риторические.

Утешает только то, что никакой особой системы судоустройства и системы органов прокуратуры законом не предусмотрено. Юрисдикция высших специализированных судов и Верховного суда Украины, Конституционного суда Украины, следовательно, на Донбасс распространяться, все-же, будет.

Детализация соответствующих правил, по нашему мнению, будет предоставлена в последующих законах, которыми будут внесены изменения в ЗУ "О судоустройстве и статусе судей".

Соглашения о развитии

Закон предусматривает, что для обеспечения согласованной деятельности органов местного самоуправления и центральных и местных органов исполнительной власти по обеспечению развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти могут заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения по экономической, социальной и культурного развития отдельных районов.

Следовательно, органы местного самоуправления смогут заключать с центральным органы исполнительной власти такого рода соглащения. Пряники, по сути? Наверное.

В настоящее время правовая регламентация такого рода соглашений отсутствует.

Не исключено, что соглашения смогут использоваться для предоставления льгот, дотаций, субвенций, введение особенностей налогообложения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующих территорий. Но эти вопросы должны быть урегулированы специальными законами и подзаконными актами. В частности, изменения вероятно, претерпит Налоговый, Бюджетный, Гражданский, Хозяйственный кодексы Украины.

Особенности ведения бизнеса

Статья 7 закона определяет, что Государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В чем заключается такая поддержка?

А поддержка заключается во внедрении законом отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечения инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Напрашивается вывод, что бизнес на территориях, о которых говорится в Законе, будет вестись иначе, чем в Украине в целом. В чем заключаются эти различия, кто их вводит, контролирует их соблюдение — закон не уточняет. Ответы на эти вопросы должны быть предоставлены в специальном законе, который еще будет принят в дальнейшем. Считаем, что таким образом планируется предоставить территориям определенную экономическую самостоятельность в установлении правил ведения бизнеса, возможно, даже и по их фискальной составляющей.

Кавказ?

Статья 7 Закона определяет, что в законе о Государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются расходы, направляемые на государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Украина гарантирует определение таких расходов общего фонда Государственного бюджета Украины защищенными расходами, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений.

Итак, территории будут финансировать из бюджета по защищенным статьям. Не напоминает ли это одну известную кавказскую республику? Очень похоже на то. Ответ на этот вопрос может дать только закон о государственном бюджете Украины на 2015 год, который еще не принят.

Приграничное сотрудничество

Законом органам местного самоуправления, территориальным общинам, местным органами исполнительной власти предоставляется право заключать с административно-территориальными единицами Российской Федерации соглашения о приграничном сотрудничестве.

Однако, Конституция Украины относит к ведению органов местного самоуправления только решение вопросов местного значения. Вопрос же государственной границы является общегосударственным и касается вопроса национальной безопасности государства в целом. Может, вводится таким образом международная правосубъектность территорий? По нашему мнению, приведенное правило, как минимум, не соответствует ни духу, ни букве Конституции.

Кроме того, означает ли это, что на территориях с такими "соглашениями" может быть введен особый (свободный) режим пересечения границы? Кто будет контролировать границу в целом? Будут ли территории самостоятельно устанавливать таможенные правила? Вопросы сложные, однако, по нашему мнению, закон дает основания для предоставления территориям именно таких широких полномочий.

Народная милиция

Закон устанавливает возможность создания на территориях отрядов народной милиции.

Действовать они будут только в пределах населенных пунктах. Планируется, что они будут координироваться соответствующим сельским, поселковым, городским головой.

Их задачей будет исключительно охрана общественного порядка.

Вместе с тем, ни ЗУ "О милиции", ни любой другой закон не предусматривает существования такой "народной милиции", не определяет ее статуса, подчинения, полномочий, прав на спецсредства и оружие. Если соответствующие изменения в законодательные акты приняты не будут, то эти вопросы, скорее всего, де-факто, будут регулировать сами органы местного самоуправления, хотя это и будет незаконно.

Утешает то, что другие виды милицейский подразделений (криминальная милиция, спецподразделения и другие) должны остаться в подчинении центра. Также закон не наделяет "народную милицию" полномочиями по проведению уголовных досудебных расследований.

Что остается?

Формально, но, пожалуй, только на первый взгляд, Закон не касается следующих вопросов:

• налогов,
• судопроизводства,
• расследований,
• полномочий органов СБУ,
• земельных вопросов,
• таможенных вопросов,
• банковского дела.

Однако, является ли это так на самом деле, можно будет узнать только со временем.

Выводы

Главное — законом не признается существование никаких ДНР и ЛНР.

Однако, учитывая многочисленные пробелы и неточности, потребность принятия специальных законов и подзаконных актов для реализации закона, он, по нашему мнению, пока, не может считаться самодостаточным документом. Скорее, он имеет характер программного акта.

По нашему убеждению, законом создаются условия, для, де-факто, введения широкой экономической и правовой автономии на соответствующих территориях с определенными элементами самостоятельности в вопросах ведения бизнеса. Не исключено, что такая самостоятельность будет заключаться и в фискальной, в том числе и таможенной плоскости.

Вместе с тем, тот факт, что территории не изымаются из юрисдикции украинской судебной системы, центральных органов власти, дает основания считать их, формально, украинским.

По нашему мнению, статус территорий, который введен законом, предоставляет им статус полноценных кандидатов в такие серые зоны, как Приднестровье, Абхазия, Северная Осетия.

Но, хочется ошибаться.