Что делать, если банк навязывает страховую компанию

Очень распространенной практикой сегодня является навязывание банковскими учреждениями страховых компаний при страховании объектов залога

правило, банки предлагают перечень, так называемых, "аккредитованных" страховых компаний. Однако многие клиенты даже и не подозревают о порядке и практике аккредитации страховщиков в банковских учреждениях.

Предлагая перечень "аккредитованных" страховых компаний банк создает у клиента иллюзию объективного отбора наиболее финансово устойчивых страховых компаний с целью защиты имущественных интересов клиента и банка от ненадежных компаний, не способных выполнять свои обязательства. Практически все без исключения клиенты воспринимают такой подход и соглашаются на выбор одной из компаний, рекомендуемых банком.

Что такое "аккредитация" на практике

Справедливости ради, необходимо отметить, что не все банки склоняются к банальному торгу. Некоторые банки действительно интересует защита своих интересов в виде надлежащего страхования залога надежным страховщиком. Такие банки глубоко изучают отчетность страховых компаний, их финансовое состояние, договора и правила страхования. Однако и в этом случае забота о клиенте сомнительна, многие из таких банков существенно ограничивают выбор программ и опций при страховании залога. Так, например, очень многие банковские учреждения запрещают страхование с рассрочкой платежа, что очень удобно для клиентов, особенно в настоящее время.

Также следует отметить, что ряд банков с помощью "аккредитации" активно продвигают свои аффилиированные страховые структуры, преследуя цель получения прибыли и в этом сегменте бизнеса. При этом, аффилиированные структуры, как правило, находятся в более привилегированном положении с другими компаниями, прошедшими аккредитации. Так, например, некоторые из банков обязывали заемщиков страховать залоговое имущество на второй год кредитования не просто в "аккредитованных" компаниях, а в аффилиированных "аккредитованных" компаниях.

Однако следует отметить, что не один из публичных нормативно-правовых актов не содержит понятия "аккредитация" и объективных критериев ее осуществления. Так, каждый банк сам определяет принципы "аккредитации", что позволяет ему отбирать не самые лучшие, но самые интересные для банка компании в настоящий момент.

Попытки разработки универсальных критериев "аккредитации" уже предпринимались на уровне Лиги страховых организаций Украины, однако пока этот вопрос остается нерешенным.

Риски для клиента

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Украины "О страховании" добровольное страхование не может быть обязательным условием при реализации иных правоотношений. Это значит что клиент, заключая кредитный договор, вступает в кредитные правоотношения, которые, в соответствии с вышеуказанной нормой не могут предусматривать обязательных условий относительно страхования. Самой дорогой страховой услугой при оформлении автомобиля в кредит будет страхование КАСКО, которое как раз и относится к добровольным видам страхования.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 11 Закона Украины "О защите прав потребителей" предусмотрено, что к договорам с потребителями о предоставлении потребительского кредита применяются положения указанного Закона про несправедливые условия в договорах, в частности положения, согласно которых потребитель обязан во время заключения договора заключить иной договор с кредитором либо третьим лицом, определенным кредитором, кроме случаев, когда заключение такого договора требуется в соответствии с законодательством и/либо когда затраты по такому договору прямо предусмотрены в составе совокупной стоимости кредита для потребителя.

Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 55 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" банкам запрещается требовать от клиента приобретения каких-либо товаров или услуг от банка либо родственного, связанного с банком лица как обязательное условие предоставления банковских услуг.

К сожалению, в настоящее время из Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" исключена статья 9, которая также предоставляла определенные гарантии клиентам.

Какие санкции может применить банк

Штраф в данном случае боле реалистичен, но абсолютное большинство кредитных договоров не содержат штрафных санкций за страхование в компании, которая не была "рекомендована" банком либо не определяют размер таких штрафных санкций. Исходя из этого, можно констатировать, что банки на сегодняшний день не имеет действенных мер воздействия на клиента, при выборе им страховой компании, которая не входит в перечень аккредитованных.

Хотите застраховаться в компании, которая не была "аккредитована" банком

Напомним, ранее мы писали о том, как правильно застраховать недвижимость, как получить страховую компенсацию за стихийное бедствие, как застраховаться, выезжая за границу на своем авто, как возместить ущерб от ДТП, если виновник не застрахован.

Напомним также, в сентябре начинается новый политический сезон, повышается деловая активность, активизируются экономические процессы, поэтому пора пересмотреть заключенные договоры страхования.

Источник fins.com.ua.

Читайте также:

Введение Типовых правил страхования откладывается

Твои деньги: 3 причины, почему страховку могут не выплатить

Твои деньги: Как не лишиться денег от страховой компании