НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Что происходит на страховом рынке Украины

depositphotos.com
depositphotos.com
В украинском страховании продолжаются качественные изменения — от сокращения числа квазистраховщиков до внедрения проекта по прямому урегулированию убытков в ОСАГО

За последний год украинский рынок страхования покинуло множество игроков: во ІІ квартале 2017 года лицензии на страховую деятельность имели 307 компаний, годом ранее — 356, а два года назад — свыше 400. "Концентрация рынка — положительный тренд. В нашей отрасли всегда работало не более 10 серьезных компаний по страхованию жизни и 60 компаний рискового страхования. Остальные просто держатели лицензий, и от их ухода рынок только выиграет", — комментирует Сергей Лепилкин, руководитель аналитических проектов агентства страхового маркетинга iMark.

При этом первое полугодие 2017 года на первый взгляд радует динамикой: объемы рынка или валовые страховые премии в гривне увеличились на 30%, а выплаты клиентам — на 21%.

Несмотря на правильные тренды, говорить о полноценном развитии украинского страхового рынка пока сложно.

Скорее живы

Структура украинского рынка страхования все еще отлична от европейской: в странах ЕС 50-70% всех премий формирует страхование жизни, а в Украине оно колеблется на уровне 6-8% от общего объема рынка страховых услуг.

Основа life-страхования — спрос домохозяйств на долгосрочные накопительные программы, но при низком уровне доходов гражданам сложно думать о сбережениях.

Отсутствие активного спроса на страхование жизни стало причиной ухода из Украины в 2016-м СК AEGON, значимого международного игрока life-страхования. При этом другие иностранные страховщики не теряют интереса к Украине. "Корпорация MetLife очень заинтересована в развитии бизнеса здесь, ведь это один из самых перспективных в Восточной Европе рынок. Почему? Страхование жизни есть только у 2% граждан, и возможности очевидны: проще конкурировать за клиента, не имеющего накопительной программы, чем предлагать еще один полис потребителю, уже выбравшему страхового партнера на 10-20 лет", — говорит Мирослав Кисык, глава правления "МетЛайф Украина".

Вторая причина малой популярности life-страхования — дефицит доверия к финансовым институтам. "Рост недоверия к финансовым сервисам в последние 2-3 года — типичная реакция украинцев на трансформации в банковском секторе 2014-2017 годов. Но сейчас люди снова задумываются, как сохранить свои накопления. Интерес к финансовым продуктам возвращается, особенно к страхованию жизни как альтернативе банковскому депозиту", — рассказывает Дмитрий Малик, директор украинского представительства финансового холдинга OVB Allfinanz. 

Подогревает интерес к life-страхованию и начатая пенсионная реформа. "У дискуссий о реформе есть очевидный плюс: все больше украинцев хотят иметь достойную жизнь после выхода на пенсию и осознают, что в этом нельзя зависеть от государства. Так называемый "коэффициент замещения", соотношение пенсии и последней зарплаты, который служит базой для расчета пенсий в солидарной системе, очень низкий — 30-50%, и он будет сокращаться. Страховые накопительные программы отлично справляются с задачей самостоятельного накопления пенсии, к тому же обеспечивают финансовую защиту на случай болезни, инвалидности. Чем больше людей поймут, что вопрос пенсии стоит очень остро, тем лучше перспективы страхования жизни в Украине", — отмечает Мирослав Кисык.

Рискуют все

Макроэкономические сложности и изменения в финансовом секторе влияют не только на страхование жизни, рисковое страхование напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране.

В страховании корпоративных клиентов по итогам первого полугодия 2017 года прирост минимален — 5,9%: снизились объемы страхования грузобагажа, имущества от огневых рисков, агрорисков, минимальный рост в ОСАГО, страховании имущества.

"Добровольное страхование — статья затрат, которую бизнес сокращает в первую очередь. Хотя, если говорить о страховании автопарков, мы все же видим рост на 15% по программам КАСКО и более 50% по программам дополнительного страхования автоответственности. Можно говорить о реальном, а не только инфляционном росте по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) коллективов", — комментирует Инга Шерина, управляющий партнер страхового брокера "Дорада Партнерс".

Несмотря на снижение премий в секторе агрострахования на 21%, ряд украинских страховщиков считают его стратегически значимым для дальнейшего развития. "За последние годы у отечественного агробизнеса появились позитивные примеры, когда страховые выплаты позволили компенсировать серьезные убытки от неурожая. Недавно мы завершили процесс урегулирования по одному из самых крупных страховых случаев за всю историю агрострахования в Украине. Из-за засухи в августе 2016 года пострадал застрахованный урожай сои и других зерновых у одного из наших клиентов, и мы выплатили порядка 2 млн евро. Такие выплаты позволят агрокомпаниям больше доверять украинским страховщикам и активнее пользоваться их услугами", — рассказывает Алена Шустур, директор по корпоративному страхованию СК "АСКА".

Что касается ДМС, то за последние 3-4 года обеспечение медицинской страховкой стало обязательным для сотрудников не только в представительствах международных корпораций, но и во многих украинских компаниях. Популярность ДМС растет, хотя этот вид нельзя назвать прибыльным. Конкуренция вынуждает страховщиков сдерживать цены на услугу, а вот затраты на нее увеличиваются: и медикаменты, и сервисы клиник постоянно дорожают. Игроки рынка ДМС по-разному выходят из этой ситуации, например, развивают собственные медучреждения: так, в июне 2017 года СК "ИНГО Украина" открыла вторую клинику в Киеве. Но расширять круг клиентов за счет розничных потребителей не спешат, ожидая первых результатов медицинской реформы. "Если реформа запустит процессы цивилизованного взаимодействия страховщика и государственных медучреждений, то многие украинцы, особенно в регионах, смогут воспользоваться всеми преимуществами ДМС", — уверена Марина Авдеева, член правления СК "Арсенал Страхование".

Относительно розничного страхования, то оно сегодня по-прежнему остается рынком услуг для автовладельцев: почти 55% всех страховых платежей от физлиц формируются за счет автострахования.

"Наша продуктовая линейка включает максимум страховых продуктов и сервисов для автозащиты. Клиент может выбирать их сам: условия, размер страхового покрытия, цену договора. Стандартом рынка стал повседневный ассистанс для водителей: информационная поддержка, техническая, юридическая помощь в дороге. Кроме "железа", клиенты все чаще хотят защитить водителя и пассажиров, поэтому один из наших продуктов включает оказание экстренной медпомощи в дороге. Потребители начинают ценить дополнительную защиту: каждый второй наш клиент по ОСАГО приобретает такие программы, а еще два года назад интерес к ним был намного меньше", — рассказывает Павел Царук, глава правления СГ ТАС.

Страховщики реализуют и более масштабные инициативы. Прежде всего речь о проекте прямого урегулирования в ОСАГО. "С декабря 2016 года 18 украинских страховщиков предлагают возможность прямого урегулирования. Если автомобиль, застрахованный в одной из этих компаний, пострадает по вине другого участника движения, его владелец сможет обратиться за выплатой к своему страховщику, а не в компанию виновника ДТП. Правда, только в том случае, если страховщик виновника тоже участвует в проекте", — разъясняет Виктория Овчинникова, директор по выплатам СК АСКА. Сейчас средний срок выплаты по прямому урегулированию — 24 дня, по рынку ОСАГО в целом — больше 100. В апреле 2017 года Моторно-транспортное бюро Украины предлагало всем страховщикам внедрить принцип прямого урегулирования, но идея пока не реализована.

Не рынком единым

Кроме рыночных факторов на страховой бизнес серьезно влияют изменения в цифровой среде и действия регулятора. Так, страхование стало одним из секторов, значительно пострадавшим от кибератаки в июне 2017 года. "Отрасль пока подсчитывает убытки, зато некоторые страховщики всерьез задумались о страховании киберрисков украинского бизнеса", — отмечает Инга Шерина.

Из позитивных перемен в нынешнем году — распоряжение Нацкомфинуслуг, которое позволит заключать электронные договоры ОСАГО.

"Главный плюс электронного полиса — его можно будет купить онлайн без риска и ожидания доставки. Упростится жизнь ритейл-компаний, которые помогают нам продвигать "автогражданку": банков, почтовых операторов, АЗС. Но большинство продолжит продавать бумажные полисы, ведь средства на диджитализацию есть не у всех", — говорит Александр Шойхеденко, глава набсовета СК VUSO.

Украинское страхование не стоит на месте, хотя и развивается медленнее, чем другие рынки услуг. Есть надежда, что это здоровый консерватизм, и он не помешает страховой индустрии стать частью тех трансформационных процессов, которые происходят сегодня в украинском финансовом секторе и экономике в целом.