- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Мусор на аутсорс. Как во Львове за два года решат проблему отходов
$25 млн на мусор
После длительного мусорного кризиса во Львове, 23 июня задача вывоза мусора из города перешла ко Львовской областной госадминистрации.
По словам заместителя мэра Львова по вопросам ЖКХ Сергея Бабака, область фактически поставила городу ультиматум. Его результатом стало решение Львовского городского совета №2163 "Об организации вывоза твердых бытовых отходов в городе Львове на период до 30 июня 2019 года". Это решение предусматривает, что все полномочия по утилизации мусора во Львове, включая его сбор, взвешивание и захоронение, переходят к областной администрации.
Для этого из городского бюджета на протяжении двух лет будет выделено 600 млн грн в качестве субвенции — 150 млн грн в 2017 году, 300 млн грн в 2018 году и еще 150 млн грн за 6 месяцев 2019 года. До этого времени во Львове надеются построить мусороперерабатывающий завод.
"Каждый месяц до 10 числа мы области перечисляем 25 млн грн. Эти деньги идут на утилизацию мусора, на компенсацию перевозчикам, а также на плату полигонам в других областях Украины, которые принимают мусор со Львова. За это область должна каждый месяц отчитываться перед нами, куда идут деньги. Мы уже направили несколько запросов, однако ответа на них еще нет", — говорит Сергей Бабак.
Как подтвердили Delo.UA, деньги в основном идут на вывоз львовского мусора на полигоны других областей Украины. Такую же информацию подтвердила и "ГринЭра", крупнейшая компания, которая занимается вывозом мусора со Львова. Кстати, "ГринЭра" вывозит мусор на полигоны Киева и Киевской области.
В свою очередь, из государственного бюджета на решение проблем со львовским мусором дополнительно было выделено 50 млн грн. Эти деньги планируют потратить на обустройство полигонов, которые будут принимать мусор со Львова. Часть этих полигонов находится во Львовской области. В 2017 году на них из областного и городского бюджетов планируют выделить около 30 млн грн.
Всего мусорный бюджет Львова на второе полугодие 2017 года составит 280 млн грн. Кроме денег из городского (150 млн грн) и госбюджета (50 млн грн) в эту сумму входят еще около 80 млн грн, которые за вывоз мусора заплатят жители Львова. Таким образом, сами львовяне заплатят только 1/3 мусорного бюджета.
(Не)выгодный бизнес
4 августа 2017 года Львовский городской совет принял решение о повышении тарифов за вывоз мусора для жителей города. 1 тонна мусора для горожан в среднем подорожала почти в 4 раза — с 200 грн до 767 грн.
По мнению городских властей, повышение тарифов для населения с 1 сентября должно уменьшить убытки компаний, которые занимаются вывозом мусора из города. Также повышение тарифа для населения предусмотрено решением облсовета от 13 июля 2017 года. Согласно документу, область за счет субвенции из городского бюджета покрывает компаниям-перевозчикам убытки за транспортировку мусора на полигон. До сентября 2017 года из этих денег также финансировали убытки компаниям из-за разницы тарифов.
В июле 2017 года на компенсации потратили 5,5 млн грн. Больше всего получила компания "ГринЭра" — 2,7 млн грн. 1,2 млн грн получила компания "Аве-Львов", 832 тыс. грн — ЛКП "Львовспецкомунтранс". По 200 тыс. грн получили компании "Санком-Львов", "Экосвит" и "Спецавтотранс-Львов".
По данным ЛОГА, за утилизацию мусора на полигонах львовские компании-перевозчики платят от 218 до 950 грн за тонну. При этом в ведении области также находится и городское коммунальное предприятие "Львовспецкоммунтранс".
Следует отметить, что компания "ГринЭра" вышла на "мусорный" рынок Львова в конце 2016 года. Собственником компании является Богдан Мыхалусь, который еще в прошлом году был внештатным советником Андрея Садового. "ГринЭра" в конце ноября 2016 года была признана победителем тендера на вывоз мусора из Галицкого района города (бюджет 70 млн грн). При этом тендер был проведен с нарушениями, и 12 декабря 2016 года против компании было заведено уголовное дело. Однако это не помешало компании, приближенной к мэру Львова, стать монополистом по вывозу мусора в центре города.
1 марта компания подписала договор на вывоз мусора еще из одного района города — Лычакивского. Таким образом, сейчас "ГринЭра" вывозит мусор из трех районов города — Галицкого, Лычакивского и Сиховского. При том, что в Сиховском районе кроме "ГринЭры" еще работает компания "АВЕ-Львов", а в Лычакивском — "Львовспецкоммунтранс".
По данным компании, до 1 сентября 2017 года вывоз мусора со Львова был убыточным, потому что его приходится вывозить в другие области Украины. При этом утилизация (плата полигонам — Ред.) одной тонны мусора стоит 600 грн.
Завод за европейские деньги
Разговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода во Львове продолжается уже несколько лет, но после трагедии на Грибовицком полигоне этот вопрос снова стал актуальным.
1 сентября Европейский банк реконструкции и развития выделил 35 млн евро на строительство мусороперерабатывающего завода во Львове. Из них 10 млн — это грант на рекультивацию свалки в Грибовичах. Осваивать эти деньги будет коммунальное предприятие "Зелене місто".
"На эти деньги мы планируем полностью рекультивировать свалку, что закончится ее озеленением. Но для этого надо еще провести много работы. Во-первых, выровнять склоны, провести обваловку, а также засыпать ее землей. Только после этого можно будет переходить к ее озеленению", — говорит Вадим Ноздря, директор КП "Зелене місто", который к тому же является депутатом Киевсовета от "Самопомощи".
По его словам, работы на свалке начнутся уже в конце этого года. Рекультивацию Грибовичей планируют полностью завершить за два года.
Другая часть денег от ЕБРР предназначена для строительства мусороперерабатывающего завода на окраине Львова. Он будет построен на территории бывшей ТЭЦ-2 на улице Пластовая.
В марте 2017 года Львов подписал меморандум с французской компанией Egis, которая разрабатывает техническое задание для будущего завода по переработке мусора. В техническом задании компания должна проанализировать нынешнюю ситуацию, разработать стратегию поведения с твердыми бытовыми отходами, а также просчитать смету будущего завода. 650 тыс. евро на разработку ТЭО были предоставлены французским правительством.
По словам Вадима Ноздри, ТЭО будет разработано уже до конца года, а уже в марте 2018 года надеются подписать договор с генподрядчиком. Проблем с поиском строителей он не ожидает.
"Около 60 компаний заинтересованы в строительстве завода на территории города. Это немцы, поляки, итальянцы. Есть и украинские компании. Что касается темпов строительства, то, надеюсь, что завод будет построен за два года на деньги ЕБРР. По нашим подсчетам, их должно хватить на строительство завода мощностью 240 тыс. тонн отходов в год. При этом важно, что мусор будет не сжигаться, а перерабатываться", — отметил Ноздря.
Что касается прибыльности завода, то этот вопрос еще открыт. По мнению директора "Зеленого міста", будет хорошо, если получится выйти на "ноль".
"Переработка одной тонны мусора в Европе стоит 30 евро, захоронение на полигоне — 20 евро за тонну. Второй вариант значительно более экономный, однако он создает экологическую опасность для жителей Львова", — считает заместитель Садового Сергей Бабак.
Финансироваться будущий завод будет с помощью двух главных источников — за счет жителей Львова и за счет городского бюджета.
Львову все равно нужна свалка
Завод не будет сжигать мусор, так как это малоэффективно и дорого. "В ТЭО уже заложена технология механической и биологической переработки ТБО. Чтобы значительно сэкономить время и ресурсы, мы хотим сделать завод без ручного сортирования мусора", — рассказал Вадим Ноздря.
Поэтому во Львове поставят еще несколько типов контейнеров, чтобы не приходилось вручную сортировать мусор. Это будут отдельные контейнеры для органического мусора, для стекла, пластика, бумаги, металла. Но если с раздельным сбором мусора будут проблемы, то на заводе нужно будет запустить цех по ручной сортировке. После этого следует система оптического разделения и сортировки, затем система магнитной сепарации, которая отделяет металл.
Органическая фракция будет попадать в компостеры или стабилизационные туннели, которые ее высушивают. После этого органика уже не является вредной с точки зрения фильтрата и биогаза, и существенно уменьшается в объеме.
Однако Ноздря все же не спешит хоронить и полигоны. По его мнению, новый полигон Львову все же не помешает, поскольку не весь мусор будет перерабатываться. Ведь около 30% отходов от нового мусороперерабатывающего завода будут идти на захоронение на полигоне.