НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Европу может ждать еврейский исход

Еврейская иммиграция из Европы в 2014 году увеличилась почти на треть
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Во вторник в Израиль были доставлены тела четырех французских евреев, погибших во время захвата заложников в кошерном магазине в Париже. Распространение радикального исламизма и рост популярности крайне правых политических сил заставляют многих европейских евреев задуматься о переезде на историческую родину.

Через несколько дней после трагических событий глава JAFI бывший советский диссидент Натан Щаранский заявил о росте панических настроений среди французских евреев. При этом он призвал Израиль не поощрять французских евреев к репатриации из страха перед антисемитизмом: "Мы не имеем права говорить им, что они обязаны немедленно покинуть Францию. Мы должны сказать, что сделаем все для обеспечения им комфортной жизни и что Израиль — прекрасное место для евреев. Репатриация не должна быть продиктована давлением извне. И если евреи Франции все же захотят покинуть свою страну, они должны делать выбор осознанно, а не в состоянии паники и запугивания".

Не поддаваться панике призвал и глава французского правительства Мануэль Вальс: "Я никогда не скажу, что Франция не будет Францией, если ее решат покинуть 100 тыс. французов испанского происхождения. Но если ее покинут 100 тыс. евреев, Франция никогда не будет прежней. В этом случае республика будет обречена на провал".

Между тем эти слова резко контрастируют с высказываниями израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Прибыв во Францию на марш солидарности и памяти жертв террористов, он в своем твиттере призвал французских евреев к эмиграции в Израиль. "Израиль — это не только место, куда вы обращаете свои молитвы, но и ваш дом", — написал премьер.

Интересно, что эти слова вызвали резкую реакцию со стороны части лидеров европейских еврейских общин. В частности, глава Европейской еврейской ассоциации ребе Менахем Марголин заявил, что подобные высказывания Нетаньяху "серьезно подрывают еврейское сообщество".

А газета Haaretz, близкая к израильским левым, и вовсе заявила, что высказывания главы правительства играют на руку исламистским группам. "Если сам премьер Израиля призывает евреев бежать, то он делает за террористов их работу", — пишет издание.

Согласно данным JAFI, в минувшем году наблюдался рост еврейской иммиграции сразу на 32%. Члены 650-тысячной еврейской диаспоры Франции, второй в мире по величине после американской, заняли первое место по числу уехавших — 7 тыс. человек, вдвое больше, чем в 2013 году.

Помимо Франции, евреи активно покидали и Украину: в прошлом году оттуда уехали 5840 человек, в том числе 1300 — из зоны боевых действий. Это почти в три раза больше, чем в 2013 году. По словам Брискина, алия из этих стран будет расти. "У евреев растет страх: сказывается историческая память", — отмечает эксперт.

Подобное же мнение выражает и глава Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. "После этих терактов, той беспомощности, которую продемонстрировали французская полиция и власти, после пяти еврейских жертв еврейская община во Франции является объектом номер один для исламистов'', — считает эксперт. По его словам, в этом году в Израиле ожидают как минимум 30-тысячного потока евреев из Франции.

"Миграция евреев — достаточно точный маркер. Можно назвать это лакмусовой бумажкой, по которой определяется уровень экономической и политической безопасности в стране. Сегодня никакой безопасности во Франции больше нет", — говорит Сатановский.

Брискин уверен, что выражаемая среди прочего участниками французских маршей солидарность с евреями — реакция скорее ситуативная. Сочувствие к евреям, которые могут подвергнуться атаке исламистов, связано с масштабностью событий в целом. Подобного резонанса не было, когда в 2012 году в еврейской школе от рук боевиков-исламистов погибли малолетние дети, напоминает Брискин.

На самом деле антисемитские настроения, катализатором которых стали прошлогодние события в секторе Газа, растут по всей Европе.

Согласно опросу американской антидиффамационной лиги, которая занимается изучением антисемитских настроений в мире, в феврале прошлого года 24% из 332 тыс. опрошенных европейцев признались, что испытывают какие-то негативные чувства к лицам еврейской национальности. И на первом месте как раз Франция, где положительный ответ дали 37% респондентов; за ней следует Германия с 27%, на третьем месте Италия.

Дело дошло до того, что даже в Берлине в сентябре прошлого года собрали специальный митинг против антисемитизма, на котором Ангела Меркель вынуждена была еще раз подтвердить категорическое неприятие Германией любых форм ксенофобии.

В Европе идут два параллельных процесса: распространение радикального ислама среди иммигрантов и рост национализма среди коренных жителей. В результате евреи сегодня оказались "между молотом и наковальней", говорит Брискин. В этих условиях, отмечает эксперт, евреи могли бы искать союза с теми правыми партиями, которые хотя и выступают за ограничение миграции, но не поднимают на щит ксенофобию и антисемитизм. Известно, что диалога с еврейскими общинами ищет в том числе лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен, но околофашистские корни этого националистического движения препятствуют диалогу.