Евросоюзу необходим принцип солидарности

Во время инаугурации 23 декабря президент Польши Лех Качиньский говорил о «перестройке Польши и ее очищении» от остатков коммунизма. В то же время он с подозрением смотрит на Евросоюз и с еще большей настороженностью относится к России, так как уменьшение

Какое, на ваш взгляд, будущее у Вышеградской группы?

Прогнозы пессимистов, утверждающих, что сразу после вступления Польши, Чехии, Венгрии и Словакии в Евросоюз, Вышеградская группа, созданная этими четырьмя странами, скончается естественным путем, не оправдались. Ничего похожего не произошло. Ситуация в группе с каждым днем улучшается, и в скором времени мы будем отмечать 15-ю годовщину ее основания. Вышеградская группа сумела приспособиться к возрастающей скорости перемен, и, таким образом, взаимное сотрудничество развивается независимо от актуальной ситуации в каждой из стран. Развивается также сотрудничество на местном и автономном уровне. Следовательно, граждане наших государств готовы встречаться и сотрудничать. Я уверен, что о будущем Вышеградской группы беспокоиться не следует. Особенно важен факт, что со дня вступления четырех наших государств в Евросоюз очень редко бывают дебаты по общеевропейским делам без участия представителей данной группы. По некоторым вопросам, как, например, восточные соседи Евросоюза или энергетическая политика, нам желательно увеличить свое влияние на политику Евросоюза.

Какие темы представляются в Евросоюзе для Польши приоритетными?

Мы убеждены, что функционирование Евросоюза не может обойтись без соблюдения принципа солидарности. Во время недавних обсуждений по поводу бюджетной перспективы Евросоюза на 2007-2013 годы польская дипломатия призвала «старых» членов ЕС создать для «новичков» условия, позволяющие им сокращать опережение более развитых стран. Я уверен, что предложенные нами изменения Европейский парламент одобрит. Польша также не исключает, что даже сам парламент предложит некоторое повышение квот, предоставляемых для технической помощи. По этой причине для нас особенно важно продвижение директивы о либерализации услуг (так называемой Директивы Болкенштейна), которая позволила бы полностью реализовать свободу передвижения услуг и капитала по всему Евросоюзу.

Как насчет актуального вопроса об НДС и поставках газа?

В вопросе сохранения пониженного тарифа НДС в строительной промышленности мы хотим найти общую точку зрения. Наши страны остро нуждаются в жилищном строительстве, в этой области у нас много хвостов, от которых нужно избавиться. Исключительно важным представляется открытие рынка труда «старых» стран Евросоюза для граждан Вышеградских стран. Пример Великобритании, Ирландии и Швеции рассеял опасения остальных стран, что польские, чешские или венгерские работники могут представлять угрозу для их рынка труда.

Я также надеюсь, что попытки Москвы диктовать Украине непомерно высокие цены на газ заставят Брюссель в ускоренном порядке обсудить вопросы об энергетической безопасности и о диверсификации энергетических ресурсов. И это ни в коем случае не противоречит дальнейшему развитию конструктивных отношений с Россией.

Более того, я уверен, что Вышеградская группа должна играть роль распространителя демократии, особенно в нашем регионе Европы. В данной области я высоко ценю роль Праги, которая – равно как и Польша – помогает реализовать демократические перемены в Беларуси.

Какова будет ваша политика в отношении России в свете недавнего кризиса с поставками газа?

Российская Федерация является одним из важнейших политических и экономических партнеров Польши. Мы осознаем значимость, которую для Европы, стабильности и международной безопасности представляют собой диалог и сотрудничество наших двух стран.

Польша поддерживает связи с Россией на принципах откровенности и понимает, что поиски путей польско-российского сотрудничества должны основываться на уважении к исторической истине, должны быть обращены в будущее и опираться на взаимное уважение и прагматизм.

Я уверен, что уже скоро будут созданы условия для того, чтобы начать диалог с президентом Владимиром Путиным о стратегических вопросах отношений между нашими странами. С польской стороны не существует никаких препятствий, способных помешать открытому и откровенному обмену мнениями в любой из областей, в том числе и энергетической проблематики.

Собирается ли Польша координировать энергетическую политику со своими соседями?

Актуальная ситуация как никогда раньше требует солидарности и сотрудничества в области обеспечения поставок. Это показал газовый кризис, затронувший значительное количество государств Евросоюза. Российская Федерация уже сейчас представляет собой для Евросоюза источник важнейшего сырья – газа (половина импорта), нефти (25% импорта) и даже урана (одна треть импорта). Для России Евросоюз является главным экономическим партнером. Прибыль от продажи природных ресурсов обеспечивает ей валюту и почти 40% поступлений в федеральный госбюджет.

Диверсификация источников энергетического сырья станет важнейшей задачей для государств, целью которых является повышение энергетической безопасности. Польше необходимо обеспечить в большей мере поставки из других регионов. Польша не исключает в будущем поставки газа из региона Северного моря из британского, норвежского и нидерландского шельфов.