НБУ курс:

USD

41,28

+0,04

EUR

43,65

+0,19

Наличный курс:

USD

41,69

41,63

EUR

44,19

44,00

Фельдман: Конституция превращается в банальную предвыборную программу

Президент Украины Виктор Ющенко внес на рассмотрение парламента собственный проект конституционных изменений. Народный депутат Александр Фельдман отметил ряд существенных недостатков, которые касаются жизненных интересов простых людей, ради которых собств
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украины Виктор Ющенко внес на рассмотрение парламента собственный проект конституционных изменений. Народный депутат Александр Фельдман отметил ряд существенных недостатков, которые касаются жизненных интересов простых людей, ради которых собственно и пишутся Конституции, сообщает пресс-служба нардепа.

Итак, основными "неполитическими" недостатками президентского варианта конституционных изменений, согласно Фельдману, являются:

Первое – отсутствие стремления сделать власть в Украине более прозрачной, подотчетной и ответственной. Нет ни слова о гарантиях прав оппозиции. Нет даже упоминания об отмене депутатской неприкосновенности. Нет упоминания об ответственности Президента, Премьера, министров, депутатов, сенаторов и глав государственных администраций за результаты своей работы.

Очень слабый блок – права человека, базовые гарантии и обязательства государства перед гражданином. Государство, в соответствии с президентским проектом, больше акцентирует внимание на гарантиях языковых прав, чем социальных и экономических. Непонятно, почему сказано об "обязанности каждого платить налоги, сборы, обязательные платежи", но ничего не сказано о том, что они должны быть справедливыми, экономически обоснованными, а также подкрепленными определенным уровнем гарантированных услуг со стороны государства? Почему из Конституции президента исчезла строка о запрете на сокращение количества медицинских учреждений? Почему нет нормы о гарантиях коллективных прав людей, а также права на самоорганизацию и объединения по интересам? Об общественных организациях – основе гражданского общества, в проекте вообще нет ни слова, зато есть целых несколько строк о профсоюзах, которые являются одной из разновидностей общественных организаций.
Почему ничего не сказано о гуманном обращении с заключенными, особенно с несовершеннолетними, женщинами, лицами, осужденными за нетяжкие и незначительные преступления, о защите прав беженцев и лиц, ищущих убежища в Украине?

Странно, что в проекте Конституции ничего не сказано о гарантиях жизнеобеспечения людей –  об обеспечении равного доступа к инфраструктуре и социальным услугам, о гарантиях общественной, техногенной и экологической безопасности, о свободном доступе к природным ресурсам.

Второй явный недостаток – попытка исторической и гуманитарной ревизии. Русские приравнены к "национальным меньшинствам". Татары – вообще не упоминаются как нациеобразующая община. Не говоря уже о том, что использование самого термина "национальные меньшинства" является не вполне корректным и в некотором смысле, дискриминационным по отношению к коренным этносам и национальным общинам. Кроме того, нет ни слова осуждения экстремизма, фашизма, расизма, дискриминации, что актуально для сегодняшней Украины. 

Третий – в проекте главы государства почему-то отсутствуют мэссиджи о принципах отношений между центром, регионами и громадами в политической и бюджетной сфере. Нет ни малейшего упоминания о региональной политике, о гарантиях развития регионов, о реформе госслужбы (основы эффективности государства), зато есть пункты о пресловутой административно-территориальной реформе (правда не сказано, что является единицей административно-территориального деления – размер территории, количество жителей или качественные характеристики). Депутатов местных советов тоже обошли вниманием, как институт представительства местных интересов. 

Идея децентрализации власти в президентском проекте подменена созданием второй палаты парламента - Сената и усилением полномочий глав государственных администраций. Эти две новации заслуживают особого внимания. Главы госадминистраций назначаются единолично Президентом, но выполняют функции других институтов власти (частично, Кабмина, Прокуратуры, КРУ) и при этом не несут ответственности ни перед кем, кроме Президента. За этим явно просматривается желание создать параллельную административную вертикаль. Идея Сената вообще искажена до неузнаваемости. Сенат в президентском проекте представлен как орган вето и цензуры нижней палаты, а не как инструмент влияния местных общин на центральную власть. Подразумевается, что это будет не орган представительства региональных интересов в центре, а "защитный буфер президента" от Кабмина и парламента.

"Экзотические" предложения президента

Зато есть среди президентских предложений совсем "экзотические", смысл которых до конца непонятен. Что такое "Духовный гимн Украины"? Какова сфера применения этого государственного символа? Кто сделал выбор в пользу предложенной композиции и на каких основаниях?...

Почему ничего не сказано о защите социальных и других прав украинцев за границей (кроме языковых прав). А украинские пенсионеры? А солдаты миротворческих контингентов, военнопленные и заложники?...

Что такое "города со статусом области"?... 

Почему нет ни слова о том, что такое Секретариат Президента и каковы его функции?...  Почему депутат парламента может быть министром, а сенатор – нет?... 

Даже без анализа "политических перегибов" президентского варианта конституционных изменений, понятно, что этот проект не может служить базой для дальнейшей доработки и серьезной основой для диалога политиков и экспертов. Скорее всего, этот текст стоит воспринимать как банальную избирательную программу…