НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Где Азаров возьмет денег на "социальный бюджет"-2014

Планы по наполнению бюджета, заложенные в проекте, вызывают не меньше вопросов, чем его расходная часть
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Правительство Азарова представило очередной "социально-направленный" проект бюджета. Это значит, что деньги будут потрачены повышение соцстандартов (хоть и не значительное), а не на модернизацию промышленности или развитие инфраструктуры. Всего, по плану, будет потрачено 477 млрд гривень. За счет чего страна будет жить в 2014 году, выясняло Delo.ua.

Поступления от налогов

Основным источником дохода, как и прежде остается налог на добавленную стоимость — по плану он должен обеспечить почти половину поступлений. В 2014 году правительство рассчитывает собрать за счет НДС 176,5 млрд гривень, что почти на 15% больше, чем было запланировано на 2013 год. Учитывая то, что объемы производства падали весь год, а цены не росли (уровень инфляции держался около нуля) и нет никаких предпосылок считать, что ситуация изменится, не совсем понятно за счет чего должны вырасти налоговые поступления. Вряд ли рост минимальной зарплаты на 83 гривни обеспечит такую бешеную покупательную способность населения.

При этом, на возмещение НДС деньгами пойдет 53,4 млрд, то есть на 10,25% меньше, чем в 2013 году. Допустим, эта цифра появилась вследствие надежд правительства на частичное возмещение НДС государственными финвекселями. Но, напомним, практика показала, что за 4 месяца в Миндоходов не поступило ни одного заявления на возмещение бумагами, хотя Кабмин готов был выдать векселей на 12 млрд гривень. Стало очевидно, что вырывать деньги из оборота никто не готов. Согласно закону, предприятие может добровольно выбрать, в какой форме получать возмещение. Однако, чтобы получить на 22 млрд больше, а вернуть на 6 млрд меньше, без грубой силы не обойтись.

Налог на прибыль, ставку которого великодушно снизили на один процентный пункт, должен принести еще 49 млрд гривень (на 8,9 млрд, или на 15,4% меньше плана-2013). Повышение акцизов по расчетам должно принести дополнительно 4 млрд гривень — в бюджете от акцизных сборов заложен 41 млрд поступлений. По словам Сергея Терехина, члена парламентского комитета по вопросам налогообложения, повышение акцизов на пиво, алкоголь и табачные изделия было компромиссным решением комитета, а ставки были согласованы с отраслями: на 35% подоражает акциз на пиво, на 14% — на алкоголь и спирт. Кроме того, инициативы Минфина могут повысить ставки акцизов на операции с ценными бумагами и на дизельное топливо.

На 10,25%, до 16,6 млрд должны вырасти доходы от ввозных пошлин, что согласуется с планом Миндоходов 2014 год сделать годом электронной таможни — за счет усиления контроля на границе будет пресечена контрабанда.

Заимствования

В проекте бюджета заложено привлечение порядка $5 млрд внешних заимствований. Однако Тарас Котович, аналитик рынка облигаций группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU) указывает на то, что предусматривается также и приблизительно аналогичный объем погашения внешнего долга. То есть планируются займы, которые будут полностью направлены на погашения внешнего долга. Учитывая "путинские" $12 млрд, основной объем может быть привлечен именно из РФ. Котович так же предполагает, что при условии приемлемой стоимости средств для Украины, возможен долгосрочный публичный выпуск еврооблигаций. Условия таких займов, по словам аналитика, могут меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры, и того уровня рисков, которые инвесторы будут закладывать в цены украинских обязательств.

Почему в проекте бюджета появилась цифра именно в $5 млрд, а не $12 млрд, сказать трудно. "Во-первых, то, что мы видим, еще не бюджет, а проект. Во-вторых, не вполне понятно, что именно обещал Путин — документа никто не видел", — говорит Владимир Вахитов, старший научный сотрудник Киевской школы экономики. Как объясняет Вахитов, 12 млрд. можно "дать" по-разному. Можно часть в 2014 году, часть в 2015. Можно купить облигации внутреннего займа, а не внешнего. Можно перефинансировать долг какого-то предприятия — например, "Нафтогаза". Не все варианты формально будут идти в графе "заимствования", хотя в любом случае повысится "количество денег" в стране.

Внутренние займы, традиционно, планируются в большем объеме, чем внешние — 114,9 млрд гривень. Котович не исключает, что значительная часть будет привлекаться в валюте. В 2013 году порядка 45% от всех внутренних займов были привлечены именно в таком виде. Однако их доля в следующем году будет зависеть от наличия валюты в распоряжении Минфина и НБУ, и если будет доступно внешнее финансирование в больших объемах, то оно заменит внутренние займы, предусмотренные в бюджете.

Приватизация

В проекте госбюджета-2014 заложен фантастический план поступлений от приватизации — 17 млрд гривень. Самые очевидные объекты для приватизации — Одесский припортовый завод, 49 обл- и горгазов и 2 ГОКа — Иршанский и Вольногорский. Однако это приватизация под конкретного покупателя — Дмитрия Фирташа, а это означает, что активы уйдут по стартовой цене. Например, Одесский припортовый завод (ОПЗ) Фонд госимущества планирует продать за 5-7 млрд гривень. По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, фонды выставленных на продажу облгазов изношены на 70-80% и ФГИ вряд ли получит за них более 1 млрд грн.

Из 45 госшахт, выставленных на продажу почти все — убыточны, и существенных средств в бюджет не принесут, даже если государство сумеет найти покупателей. "Сумыхимпром" может уйти за 406 млн, еще 1,5 млрд ФГИ хочет за "Харьковоблэнерго", но пока никто не готов за него столько отдать.

По словам Дениса Саквы, аналитика ИК Dragon Capital, план по приватизации нереалистичен: если найдутся покупатели на все выставленные на продажу активы, включая "Центрэнерго", "Турбоатом" и "Зоря-Машпроект", теоретически 17 млрд гривень можно получить. Но для этого Фонд госимущества должен работать весь год в круглосуточном режиме. Хотя, опять же, реальная цена копромисса с РФ неизвестна, и не исключено, что взамен легких денег Украина, в лице Януковича, пообещала обеспечить "дружественную приватизацию" для российских инвесторов — в таком случае можно ожидать чего угодно. Такой вариант вполне реален, как минимум потому братской помощью широкий жест Путина не объясняется, а кроме своих промышленных активов Украине предложить нечего. Не даром вице-премьеры Украины и РФ Юрий Бойко и Дмитрий Рогозин в начале декабря ездили на экскурсию по украинским машиностроительзым предприятиям.

В целом, проект госбюджета на 2014 год кажется чрезмерно оптимистичным. Владимир Вахитов охарактеризовал его как "декларацию с огромной дырой, которая никогда не будет наполнена, но в расходной части заблаговременно распилена". В основе государственного плана снова лежит бесконечное перекладывание долгов "на потом", как внешних так и внутренних, выжимание налогов и распродажа остатков госимущества. Но даже в таком виде он с трудом может быть выполнен.

На что планируется потратить деньги в бюджете-2014 — читайте в следующих материалах Delo.UA.

[graph_405]