- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Где Янукович найдет $2 млрд для госбюджета-2014
В рамках программы стабилизации госфинансов во имя кредитов МВФ запланировано урезание расходов на содержание госаппарата. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на закрытое заседание у президента. Сумма сокращений составляет более $2 млрд. В теории, экономить необходимо на ведомствах и чиновниках всех уровней. Сокращение аппаратов на местах даже предусмотрено в Основах бюджетной политики на 2014 год — документе, который предопределяет основы проекта госбюджета.
Но в самом бюджетном комитете слабо верят в грядущие сокращения. "На сегодняшний день не начаты подготовительные процедуры, не уверена, что сокращения, запланированные в Основах бюджетной политики, воплотятся в жизнь", — отмечает замглавы Комитета по вопросам бюджетной политики Оксана Калетник.
Этого мнения придерживаются и эксперты. Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ, заявляет, что сокращение обеспечения материальной базы (от канцелярии до личных авто) выглядит куда реальнее. Административная реформа включает в себя также ряд реорганизационных мер.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУвольнение сотрудников — более сложный процесс. Кроме того, МВФ, по мнению эксперта, не может стать столь решающим фактором для проявления сокращений — кредитору важна финансовая стабильность страны и сокращение финансирования аппаратов, а где и как пройдут сокращения — это уже второстепенный вопрос.
"19 млрд, которые нужно урезать в финансировании госаппарата, коснутся кадров в последнюю очередь. Легче отказаться от ремонта офисов и дорогих машин", — считает Лановой.
Попытки сокращений
О сокращениях говорили и ранее, только в формате административной реформы. Тогда в конце 2010 — начале 2011 года с легкой руки президента Виктора Януковича планировалось сокращение чиновников центральных органов исполнительной власти на 30%, а секретариата Кабинета министров — вполовину. В итоге произошли изменения в названиях министерств, количество министров с 36 сократилось до 24, и, после резкого снижения количества сотрудников аппаратов в 2010-м, уже сегодня эта цифра приближается к временам "дореформационным" и даже больше. Кроме того, сам процесс реформирования, смена названий ведомств — а соответственно, и документооборота — потянул значительные суммы из бюджетов.
Однако еще в начале 2013 года президент Виктор Янукович заявлял в комментарии СМИ, что он доволен проведением админреформы. По данным Нацагентства Украины по вопросам государственной службы, на сегодняшний день в Украине насчитывается около 272 тысяч чиновников разных уровней, почти 100 тысяч из них — чиновники местных администраций.
Сколько сидит в верхах
Граничная численность аппарата Верховной Рады, как сообщили в ведомстве, не менялась с 2002 года и сегодня составляет 1135 человек. В Кабинете министров максимальное количество сотрудников утверждено на уровне 983 человека, еще 182 работают в службе руководства, в сумме — 1174 человек. Вдвое меньше людей, согласно документам, работает в Администрации президента — всего 559 (согласно указу от 2012 года).
Затраты на обслуживание ведомств также из года в год растут. Согласно бюджету 2013 года, почти 850 млн гривень ушло на содержание аппарата ВР (оплата труда — 456 млн, 17 млн — коммунальные услуги). А вот затраты на Администрацию президента — 1,134 млрд грн (оплата труда — 451 млн грн, коммунальные услуги — 75 млн). А ведь президент у нас один, а депутатов 442.
Кабинет министров на свои хозяйственные расходы запрашивал в 2013-м 325 млн грн. Зарплаты сотрудникам обойдутся в 140 млн грн, 11 млн — на коммуналку, 22 млн — на развитие аппарата.
А вот на работу Генпрокуратуры в бюджете-2013 заложено 3,2 млрд гривень, что превышает издержки многих министерств. Содержание министерства Королевской казне обходится в 4,2 млрд грн. На аппарат Минфина в бюджете выделено 35,6 млрд грн, а Министерству образования — 15,9 млрд грн. Информацию о всех ведомствах и тратах на них можно узнать на странице Госбюджета-2013.
Исходя из этого, можно утверждать, что на содержание различных аппаратов государство тратит космические суммы. К примеру, приватизация 92,79% акций госмонополиста "Укртелекома" в 2011 году государству принесла всего лишь 10,575 млрд гривень, что не покрыло бы содержание одного Минфина.
На госаппарате можно и нужно экономить
Административная реформа предполагает оптимизацию и сокращение бюрократических звеньев. "Есть множество вариантов для сокращения аппаратных трат различных ведомств, но по тем или иным причинам они "пробуксовывают", — отмечает Алексей Плотников. Ранее на разных уровнях пытались отказаться от бумажного документооборота, который мог сэкономить траты на канцелярские принадлежности. Неделю назад аппарат КГГА даже сделал еще один шаг к переходу на электронный документооборот и провел тендер на информационное обеспечение. Подобные попытки были и в Харьковском горсовете, но пока не дали результатов.
Еще одним вариантом сокращения аппаратных трат Оксана Калетник называет отстранение государства от различных регистрационных и других услуг, которые могут быть отданы в частные руки и решить проблему монополизации, как, к примеру, случилось с центром оценки имущества.
"Если у рынка будет спрос на ту или иную функцию, то будут созданы внегосударственные компании, которые на конкурентной основе смогут предоставлять услуги компаниям и населению", — описывает вариант сокращения раздутого аппарата депутат. Кроме того, это изменит в лучшую сторону качество предоставляемых услуг.
Правда, куда девать в этом случае толпу госчиновников, эффективных только в вопросах крупной и мелкой коррупции, никто из экспертов подсказать так и не смог.