Гендиректор De Novo: IT-рынок сократился с $500 млн. до $90 млн

Гендиректор компании De Novo Максим Агеев — о своем опыте запуска IT-бизнеса в период кризиса

Как вы оцениваете итоги этого года для украинского IT-рынка?

Этот год для украинской  IT-отрасли стал, наверное, худшим за всю ее историю. Я не припомню такого шока для индустрии, в том числе и в 1998 году. Мы лишились клиентов в ряде секторов, в первую очередь речь идет о рознице. Также очень сильно пострадали IT-компании, которые были ориентированы на промышленный сектор — металлургов, химиков и т.д. Ситуация начала улучшаться в средине этого года. Но у меня нет ощущения, что дно кризиса уже пройдено. Да, второе полугодие было лучше, но только потому, что первое было действительно ужасным.

Каким будет объем украинского рынка системной интеграции по итогам этого года?

Если говорить о суммарной емкости IT-бюджетов крупных и средних украинских компаний, то по итогам прошлого года они достигли порядка $500 млн. По моей оценке, эта сумма в 2009 году не превысит $90 млн. В этом году, например, в промышленности было реализовано всего несколько IT-проектов, стоимость которых не превысила $50 млн. Государственный сектор в этом году вообще не инвестировал в IT-технологии, за исключением проектов на гранты международных организаций. Следующий год будет не таким тяжелым. Мы прогнозируем, что рост рынка в 2010 году составит около 12%.

Существенно ли кризис изменил структуру украинского IT-рынка?

Должен признать, что мои прошлогодние прогнозы относительно того, как будет развиваться IT-рынок в период кризиса, не оправдались даже на 50%. Ожидаемого качественного изменения в структуре спроса на IT-продукты не произошло. Клиенты по-прежнему просто хотят купить массу непонятного оборудования по максимально низкой цене. Нет желания повышать операционную эффективность работы предприятия за счет изменения IT-политики. А именно этот факт должен был изменить модель спроса на  рынке. Но менеджеры не стали оптимизировать свои бизнес-процессы. Вместо этого они пошли по пути сокращения персонала, снижения  зарплаты, увеличения объема работы для сотрудников.   

Насколько сложно было вам начинать новый бизнес в период кризиса?

Дело в том, что кризис нас в какой-то мере даже ускорил. Нам было намного легче, чем лидерам рынка, перестроиться. Сегодня наш штат больше, чем у некоторых крупных  игроков год назад. Поэтому я думаю, что в следующем году IT-компании однозначно будут предпринимать попытки продаться. Вопрос в том, найдут ли они покупателей. На фоне ослабления национальных компаний происходит существенное ужесточение конкуренции со стороны иностранцев. Польские, итальянские, венгерские, австрийские

IT-компании очень активно идут в Украину. Я считаю, что уже через несколько месяцев эти процессы будут гораздо более заметны.

Какие самые перспективные ниши и сегменты рынка системной интеграции?

Мы не тратили свои усилия на работу с государственными предприятиями. Ведь у нашего государства в принципе нет потребности в IT как в инструменте работы. В этом году мы сконцентрировались на банках, которые дают нам 95% всех доходов. Пшеница может расти и без технологий, а банки работать без них просто не могут. В следующем году мы планируем найти клиентов и среди телекоммуникационных компаний. Но попасть на этот узкий рынок существенно сложнее, чем на банковский. Определенные надежды на следующий год мы связываем с пищевой промышленностью. Есть предпосылки, что IT-проекты здесь начнут потихоньку оживать.