НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Госбюджет-2015: С надеждой на медицинскую реформу

Кабмин заложил в госбюджете-2015 затраты на медицину в размере 6,5 млрд гривень. На что будут потрачены деньги, кому урежут финансирование и, самое важное, предусматривает ли новый бюджет обещанную реформу системы здравоохранения?

В 2015 году уровень финансирования системы здравоохранения Украины за счет государства достиг своего минимума за последние три года. Так, согласно госбюджету-2015, на нужды медицины будет выделено 6,5 млрд грн. Напомним, что в 2014 году финансирование сферы здравоохранения оставило 7,4 млрд грн, а в 2013 году — 8,2 млрд грн.

Что сказал бюджет о реформе?

Главное, что бросается в глаза при анализе расходов на медицину в госбюджете-2015 года, — влияние на него анонсируемой новым министром здравоохранения Александром Квиташвили реформы системы здравоохранения, которая должна стартовать в текущем году. В частности, в государственном бюджете появилась статья "Субвенции из государственного бюджета на реформу региональной системы охраны здоровья для осуществления мер совместно с Международным банком реконструкции и развития в рамках проекта "Улучшение охраны здоровья на службе у людей". На нее предусмотрено выделение 129,7 млн грн.

Еще одним отличием госбюджета-2015, связанным с грядущей реформой, стал рекордный рост медицинских субвенций в местные бюджеты — до 46,4 млрд грн. Ранее в бюджете подобной статьи не было.

По словам заместителя министра здравоохранения Александры Павленко, выделенные в отдельную статью медицинские субвенции в местные бюджеты, фактически являются элементом новой модели финансирования и межбюджетных отношений. Соответствующий механизм предусмотрен правительственным постановлением №11 от 23 января 2015 года "О некоторых вопросах оказания медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам". "В нем четко определяются действия каждого государственного органа, который отвечает за процесс финансирования, определяется порядок передачи этих средств в местные бюджеты, целевое использование и сфера ответственности", — отмечает Александра Павленко.

Заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ирина Сысоенко уточняет, что фактически это означает передачу отдельных медицинских учреждений, которые являются объектами государственной собственности, в коммунальную собственность территориальных общин на финансирование из местных бюджетов. Теперь власти на местах будут сами распределять полученные средства и решать, что и в каком количестве необходимо закупать.

Кроме того, значительное сокращение бюджетирования коснулось Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба). Если в 2014 году размер выделенных ей средств составил 40,6 млн грн, то в 2015 году он сократился до 13,6 млн грн. Причиной снижения финансирования стало желание навести порядок в фармацевтической отрасли. Так, Верховная Рада уже частично отменила обязательную перерегистрацию лекарственных средств. После внесения изменений в закон "О лекарственных средствах" регистрировать лекарства на территории Украины необходимо всего один раз, а не каждые 5 лет (так называемая процедура перерегистрации). Но полностью отменить регистрацию в Украину лекарств, которые уже прошли соответствующую регистрацию в США и/или ЕС, парламент не отважился. Как уверяют в Министерстве здравоохранения, соответствующее решение будет принято в ближайшее время. Отметим, что такие меры необходимы для Украины, так как в 2011-2013 годах рынок Украины из-за бюрократии и обязательной перерегистрации покинули 2,776 тыс. лекарственных препаратов, среди которых наиболее эффективные и жизненно важные.

Помимо этого, Верховная Рада планирует уже в 2015 году лишить Министерство здравоохранения права заниматься закупкой лекарств — этим за бюджетные деньги займутся международные организации (ЮНИСЕФ, ВООЗ).

Передавать закупки лекарств в руки международным организациям — мировая практика, особенно в странах, которые начинают развиваться или находятся в зоне военного конфликта. Такая система более прозрачная и позволяет без задержек закупать все необходимые лекарства. По словам экспертов, такая система закупок является идеальной во время реформирования системы здравоохранения.

Однако для того, чтобы данное антикоррупционное решение заработало, необходимо пройти ряд бюрократических процедур. "Чтобы такая система заработала, Министерство здравоохранения должно инициировать принятие парламентом поправок к пяти законам Украины", — отмечает глава комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец. По ее словам, комитет со своей стороны делает все возможное, чтобы изменения были приняты как можно скорее.

Кроме того, Богомолец подчеркнула, что такая система в 2015 году не заработает в полную силу, так как в бюджете на этот год часть денег уже децентрализована, в частности средства на закупку лекарственных средств для лечения орфанных (редких) заболеваний. Например, правительственная программа по борьбе с ВИЛ-инфекцией /СПИДа уже включает в себя затраты на лекарства, которые распределяются комплексно по медучреждениям. Вычесть из этих расходов затраты на медикаменты и в частном порядке передать их международным организациям практически невозможно.

Громкое дело

Самым скандальным пунктом госбюджета стало финансирование строительства нового корпуса детской больницы "Охматдет". После долги баталий Кабмин отступил перед депутатами и выделил из госбюджета-2015 500 млн грн на возобновление строительства, которое было остановлено в январе 2014 года.

"Профильный комитет смог убедить депутатов направить 500 млн грн на достройку детской больницы "Охматдет", — отмечает заместитель главы комитета по вопросам здравоохранения Ирина Сысоева.

Напомним, что строительство нового корпуса детской больницы "Охматдет" началось еще 2011 году. Начальная сумма затрат на строительство составила 1,78 млрд грн. В 2013 году отдельной статьи госбюджета, направленной на финансирование строительства, не было, но тем не менее правительство привлекло 750 млн грн кредитов под госгарантии и объявило тендер на строительные работы. Окончательно финансировать строительство прекратили в январе 2014 года, тогда же стройку и заморозили. На данный момент с учетом девальвации гривни на то, чтобы достроить корпус, необходимо более 2 млрд грн.

Режем и добавляем

Ряд статей финансирования в госбюджете-2015 немного "похудели". Так, программа по борьбе с туберкулезом получила в текущем году меньше на 4 млн грн — в госбюджете-2015 на нее выделено 304,3 млн грн против 308,6 млн грн в 2014 году.

Недофинансированной в этом году останется и программа по борьбе с ВИЧ-инфекцией /СПИДом. Государственная служба Украины по вопросам ВИЧ-инфекции/СПИДа и других социально опасных заболеваний получит из госбюджета 7,7 млн грн, в то время, как в 2014 году размер выделенных средств достигал 8,5 млн грн.

А вот система медобразования дефицита средств не почувствует. На подготовку кадров в 2015 году правительство выделило 2,6 млрд грн, что на 1 млн больше, чем в 2014 году.

Выросло финансирование Государственной санитарно-эпидемиологической службы (1,2 млрд грн против 1 млрд грн в 2014 году). Это связано в первую очередь с планами Министерства здравоохранения расширить сеть лабораторий по всей территории Украины.

"Мы намерены увеличивать количество лабораторий по всей стране, чтобы не допустить эпидемиологической угрозы. Уже сейчас по бумагам мы являемся угрозой для Европы", — прокомментировал Александр Квиташвили.

Таким образом, хотя госбюджет-2015 и похож на своих братьев (госбюджет-2014 и госбюджет-2013), в нем заложена основа для проведения реформ.