Гривня vs Пенсионный фонд: как обеспечить старость без вреда для нацвалюты

В Украине действует сбор с продажи валюты в размере 0,5% от операции, который идет в Пенсионный фонд. Минфин хочет увеличить налог до 2%. К чему это может привести курс гривни, Gенсионный фонд и финсистему в целом?

В следующем году многие эксперты и крупные игроки прогнозируют усиление гривни. Если, конечно, будет правильно решен вопрос по восточным территориям и мы увидим транш МВФ, вслед за которыми придут иностранные инвестиции. Однако что может помешать этому усилению, так это запланированное Минфином повышение сбора в Пенсионный фонд с операций по продаже валюты с 0,5% до 2%.

Этот налог просто сметает все, что есть в программе коалиции на счет валютной дерегуляции и либерализации, и относительно предложений по производным ценным бумагам и деривативам. Валютные деривативы, хеджирование, свопы и другие контракты при таких 2% работать не будут.

С моей точки зрения, Минфин не должен заниматься проблемами наполнения Пенсионного фонда. Во всех странах мира взносы как в государственный Пенсионный Фонд, так и негосударственный пенсионный фонд, должен регулировать так называемый Pension Prudential Regulator.

В Украине же ситуация сложилась так, как сложилась, потому что Пенсионный фонд все время исполняется с дефицитом. То, что недобирает ПФ как взносы с зарплат, предприятий и граждан, дополнительно покрывается из бюджета. Из-за этого в стране не происходит пенсионная реформа: в законе "О государственной пенсионной системе" говорится, что негосударственные ПФ и сама пенсионная реформа может быть запущена тогда, когда ВВП у нас будет позитивным и не будет дефицита основного государственного Пенсионного фонда.

Если мы уйдем от этого дефицита, Минфин не будет вмешиваться во взаимодействия Пенсионного фонда и предприятий. Сейчас до сих пор действует налог на роскошь с мобильной связи, хотя мы понимаем, что когда он вводился, мобильная связь действительно была только у очень богатых людей. Но и сейчас мы платим проценты этого налога в Пенсионный фонд, хотя они и не имеют под собой экономической сути.

Так же и этот валютный сбор не спасает Пенсионный фонд от дефицита. Даже если его довести до 50%, сборы от этих операций не помогут полностью погасить дефицит Пенсионного фонда. Я считаю, необходимо проводить реформы и "выбелять" зарплаты, при этом снижая нагрузку на фонд оплаты труда.

Думаю, предложение Минфина увеличить сбор до 2% будет отвергнуто, хотя уйти совсем от этого сбора не удастся. Изначально он вводился как временная мера, но у нас, почему-то, один раз запустив что-то временное, все время к нему возвращаются. Но в цивилизованных странах такого сбора с продажи валюты нет.

Украине необходимо запускать пенсионную реформу уже в следующем году, чтобы молодое поколение уже в новой стране знало, и было уверено в том, что оно само заработает себе пенсию и не полностью полагалось в этом вопросе на правительство.

Но я считаю, что ни польская, ни чилийская модель реформирования Пенсионного фонда нам не подходит. Дело в том, что они внедрялись совсем в других условиях: тогда проводилась массовая приватизация, в ходе которой НПФ выступали мощными инвесторами на фондовом рынке, и во многом фондовый рынок Польши развился именно благодаря тому, что там появились крупные институциональные игроки.

С моей точки зрения, тот вариант, который может быть у нас, — это одновременно работа на рынки негосударственных ПФ и КУА, а также привлечения тех лайфовых страховых компаний, которые также могут предоставлять пенсионные продукты украинцам в долгосрочной перспективе, как инвестиционное страхование.

Но сегодня два этих рынка не находят между собой общего языка, каждый лоббирует свои возможности и необходимости. Нам необходимо найти компромисс, ведь без формирования институциональных инвесторов ни о каком развитии рынка ценных бумаг речь не пойдет, и в тоже время, если деньги ПФ будут просто ложиться на депозиты в банки, их съест инфляция и девальвация.