- Категория
- Банки
- Дата публикации
"Индивидуальная работа и консалтинг — основа сервисной модели банка", —Татьяна Путинцева
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Global Ratings прогнозирует устойчивость украинских банков и ожидает восстановление их показателей после пандемии Covid-19. По данным аналитиков, рост в розничном и корпоративном сегментах возобновят в первую очередь дочерние структуры иностранных банков и частные украинские банки. Показатели прибыли финансовых учреждений в 2021 году будут соответствовать уровню 2020 года. Каким был 2020 год и что ожидает банковскую систему в 2021 году мы поговорили с Председателем Правления Коммерческого Индустриального Банка Татьяной Путинцевой.
Татьяна Владимировна, как можно охарактеризовать ситуацию в экономике в 2020 году и каким он был для банковской системы в целом?
— Всемирный банк повысил прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в 2021 году до 3%. Еще в октябре 2020 года его прогнозы были в два раза скромнее — на уровне 1,5%. В январском выпуске Всемирного банка "Перспективы глобальной экономики", прогноз падения украинской экономики в 2020 году 5,5% и рост на 3,1% был сохранен на том же уровне. Министерство экономики сохранило прогноз падения ВВП Украины в 2020 году на уровне 4,8% по итогам года и прогнозирует его рост в 2021 году на 4,6%.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaБанковская система — это артерии экономики, с высокой чувствительностью к рыночной ситуации. В 2020 году банки Украины получили 41,3 млрд грн чистой прибыли. Это на 29% меньше аналогичного периода 2019 года. COVID 19, безусловно, повлиял на финансовое состояние банков, но это влияние было менее ощутимо, чем ожидалось весной 2020 года.
Количество убыточных банков не выросло и 65 банков из 73 были прибыльными, с результатом 47,7 млрд грн, что перекрыло убытки 8 других банков. Можно уверенно констатировать, что банки развиваются в условиях пандемии с существенным запасом прочности. При общем спаде деловой активности и снижения стоимости ресурсов, банковская система Украины остается доходной, операционная прибыль достаточно высокой, а кредитные убытки не значительными.
А с какими результатами ваш банк закончил 2020 год? Удалось ли реализовать все поставленные планы?
— Год был очень непростым не только для нашего банка, но и для всей банковской системы. Несмотря на это, на протяжении 2020 года банк активно наращивал активы и клиентскую базу, опережая конкурентов и повышая эффективность. Несмотря на кризисные процессы в экономике, активы банка выросли более чем в два раза до 3,1 млрд грн. По объему активов мы поднялись с 49 места на 42 в рейтинге НБУ. Прирост средств клиентов увеличился на 68%, объем средств юридических лиц увеличился почти втрое, физических лиц в 1,5 раза.
Мы зафиксировали прибыль на уровне 42 млн грн. Подводя итоги года, можно с уверенностью сказать, что банк вышел на запланированные финансовые показатели, уверенно набирает объемы бизнеса и является одним из самых динамично развивающихся банков.
Каким вы видите дальнейшее развитие банка, определена ли стратегия, на что будете делать акценты в бизнесе?
— Банк ориентирован на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса и это будет продолжать оставаться приоритетным сегментом для нас. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта. Банк также продолжит развивать сервис для физических лиц, сохраняя взвешенную политику плановой диджитализации бизнеса. В конце декабря 2020 года мы утвердили новую стратегию развития банка, которая определяет бизнес-ориентиры до 2024 года.
Сейчас многие клиенты жалуются, что многие банки отказывают им в обслуживании или требуют большое количество документов. Существует ли такая проблема?
— Ужесточения условий относительно чистоты финансовых операций — это глобальная тенденция, и в будущем нас ожидает еще более серьезный контроль наличных финансовых потоков, подтверждение происхождения средств, детальное документальное объяснение рисковых для банка трансакций и реальная блокировка счетов для выяснения чистоты финансовых потоков. Банковские системы во всем мире уже давно работают в таком режиме. Наша страна также подготовила базу и тестирует отдельные инструменты. Сложность состоит больше в непонимании клиентами отдельных норм и правил. Во многих банках предпочитают отказать клиенту в обслуживании, чем тратить время на разъяснение причин и, тем более оказании помощи. Именно поэтому консалтингу и индивидуальной работе с каждым клиентом мы уделяем особое внимание в своей сервисной модели.
Какие преимущества, на Ваш взгляд, помогут банку реализовать намеченную стратегию?
— Мы всегда были универсальным банком, но корпоративный бизнес всегда был для нас приоритетным. При этом наши усилия также направлены на создание комфортного сервиса для физических лиц. В планах этого года подключение к BankID, внедрение технологии бесконтактных платежей Apple Pay Google Pay и дальнейшее развитие функций мобильного банка.
Основным нашим преимуществом перед крупными банками является наша гибкость и мобильность. Благодаря поддержке нашего иностранного акционера, мы получаем оперативную информацию о тенденциях на европейских рынках, о мероприятиях, проводимых западными банками. Это дает нам возможность оперативно принимать необходимые решения и эффективно реализовывать стратегию развития банка.
Не менее важным преимуществом есть наработанный опыт работы в корпоративном сегменте. В сегодняшних непростых рыночных условиях мы много внимания уделяем консультационной поддержке клиентов, находим механизмы решения нестандартных бизнес задач и стараемся с пониманием относиться к временным сложностям. Мы активно наращиваем кредитный портфель, увеличиваем объем операций по факторингу и гарантиям. Все это стало возможным благодаря профессиональной команде банка.
Безусловно, став банком со 100% иностранным капиталом, доверие к банку возросло, что способствовало существенному приросту ресурсной базы и увеличению числа вкладчиков. У нас с акционером единое видение развития банка, мы уверенно смотрим в завтрашний день и убеждены что цели стратегии будут достигнуты.
СПРАВКА
Коммерческий Индустриальный Банк — универсальный банк, основанный в 1993 году с полным спектром финансовых услуг для корпоративных и частных клиентов. Сеть банка насчитывает 38 отделений в разных регионах Украины. АТ "КИБ" выполняет все экономические нормативы, которые установлены НБУ в соответствии с законодательством.
Татьяна Путинцева имеет банковский опыт более 20 лет, 14 из которых — на руководящих должностях. Начинала с должности экономиста отделения и через несколько лет стала руководителем одного из отделений "ПриватБанка". С 2006 года Татьяна Владимировна занимала должность заместителя председателя правления.
Работала в руководящем составе ПАТ "Проминвестбанк", АТ "Сведбанк", АКБ "ТАС-Комерцбанк", ВАТ КБ "Южкомбанк". С 2013 года занимала должность заместителя Председателя Правления АТ "ТАСкомбанк" — руководителя Восточного региона. Назначена председателем правления Коммерческого Индустриального Банка с апреля 2018 года.