- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Иностранцы бегут из Бахрейна
"Спокойствие с легкой затаенной паникой», — так один из жителей Бахрейна описывает обстановку в Международном аэропорту Бахрейна в этот четверг после того, как местные военные с помощью слезоточивого газа и бронетехники разогнали протестующих, сравняли с землей их лагерь и убили, по последним данным, троих повстанцев.
Примерно половина живущих в королевстве Бахрейн — эмигранты из Европы и Южной Азии, значительная часть которых работает в финансовом секторе. Массовый исход экспатов и их семей начался еще во вторник, 15 марта, после того, как из правительства в СМИ начались утечки информации о серьезной конфронтации между Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, который поддерживается бахрейнскими властями, и антиправительственным движением.
Иностранный бизнес видел в Бахрейне три основных преимущества: прежде всего, это близость — всего 15 минут езды на автомобиле через дамбу — к Саудовской Аравии, крупнейшему рынку в Персидском заливе. Кроме того, Бахрейн считался более дружелюбным и более открытым, а иностранные руководители чувствовали себя здесь более комфортно, благодаря корпоративной правовой системе королевства, которая основана на британском праве.
По оценкам внешнеполитического ведомства Британии, в Бахрейне находится «несколько тысяч» британцев. МИД Великобритании призвал своих граждан самостоятельно покидать страну с 17 марта.
«Потенциальные последствия этих событий не ограничиваются Бахрейном. Существует важный геополитический аспект вмешательства сил Совета сотрудничества арабских государств, а именно оппозиции Саудовской Аравии и их союзников по вопросу иранских амбиций в регионе», — отмечает рейтинговое агентство Moody’s.
Король Бахрейна Хамад Аль Халифа провозгласил «состояние безопасности», что равносильно объявлению в стране чрезвычайного положения. Фондовый рынок страны после этого был закрыт, а бизнес начал эвакуацию сотрудников. Рейсы из Бахрейна в Дубай выкуплены на несколько дней вперед.
Банки Credit Agricole, Norton Rose, Robeco и HSBC официально закрыты в Бахрейне с понедельника, их сотрудникам рекомендовано работать из дома или, в некоторых случаях, временно переехать в Дубай. HSBC и Standard Chartered к среде закрыли все свои отделения в Бахрейне, Robeco еще во вторник ночью вывез своих сотрудников из страны.
«Три месяца, которые будет действовать закон о чрезвычайном положении, убьют бизнес, — говорит Роберт Спид, тридцать лет живущий в Бахрейне и уезжающий в четверг в деловую поездку. — Компании не примут комендантский час на три месяца. Они должны иметь возможность работать здесь. Эти компании инвестировали в регион».
«Много клиентов снимает деньги, они уезжают в Лондон, в Европу, куда угодно. Это не вопрос налогов, а вопрос доступа к своим деньгам, — заявил один из бахрейнских банкиров. — Например, один наш клиент снял 30 млн долларов за несколько дней. Банки закрыты, передвижение ограничено».
Как только обстановка в Бахрейне и любых подобных ему странах стабилизируется — и не важно, от победы ли демократии или впоследствии установления диктатуры, — все те, кто сейчас уезжает, вернутся обратно, считает Юрий Никишев, заместитель председателя правления Меткомбанка. «Нефтяные страны Ближнего Востока — это очень большие деньги от продажи самой нефти, которые некуда вложить там, где их получают. Они лишь обслуживают финансовые потоки, но не генерируют их», — говорит Никишев.
Большая часть делового сообщества воздерживается от комментариев о происходящем в последние дни в Бахрейне и о политической ситуации в целом. Однако, как считает Роберт Спид, возглавляющий отдел продаж компании Promethean, это не должно замалчиваться. «Они полностью разрушили образ дружественной для бизнеса страны, и бизнес-сообщество должно об этом заявить. Мы живем здесь, у нас бизнес. Мы имеем право высказать свое мнение», — считает он.