Как отразится на инвестпривлекательности Украины введение налога на выведенный капитал

В случае введения налога на выведенный капитал налоговую систему Украины ожидают фундаментальные изменения, о плюсах и минусах которых спорят уже третий год

Начиная с 2016 года, в Украине активно обсуждается перспектива введения налога на выведенный капитал ("НВК"). Его введение было намечено на 1 января 2019 года. Однако исполняющая обязанности Министра финансов Украины на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики 6 ноября 2018 года предложила отложить рассмотрение законопроекта о введении НВК на неопределенный срок в связи с несогласованной позицией в отношении НВК с международными кредиторами Украины.

На следующий день Министерство финансов Украины выступило с заявлением, что оно готово поддержать введение НВК, начиная с 1 января 2019 года, для предприятий с годовым доходом до 200 млн грн при условии уплаты такими предприятиями авансового взноса по НВК в размере 50% от суммы обязательств по налогу на прибыль предприятий за 2018 год.

Пока не известно, станет ли наша страна пятой в мире, где вместо налога на прибыль / доход будет внедрена система обложения распределяемого капитала (не важно, с 1 января 2019 или 1 января 2020 года), поскольку прения в отношении законопроекта пока не окончены, а его окончательная судьба остается неизвестной. Однако в случае введения НВК нашу налоговую систему ожидают фундаментальные изменения, о плюсах и минусах которых спорят уже третий год. Авторы законопроекта рассчитывают на то, что замена налога на прибыль предприятий на НВК простимулирует приток "реальных" инвестиций в украинскую экономику, а также остановит отток средств из страны.

Как утверждают авторы законопроекта, введение НВК может значительно повысить инвестиционную привлекательность Украины, поскольку у инвесторов исчезнет необходимость изощряться, изыскивая лазейки в налоговом законодательстве Украины для снижения налоговой нагрузки на бизнес, ведь облагаться НВК будет только капитал, который выводится из Украины (читай — дивиденды) и приравненные к нему операции. Как результат — теоретически та часть украинского бизнеса, которая раньше находилась в "тени", наконец перекочует в официальную финансовую отчетность и налоговые декларации украинских компаний без каких-либо негативных последствий для собственников бизнеса и руководства украинских компаний.

Одним из главных плюсов от введения НВК многие эксперты называют то, что у налоговых органов отпадет возможность манипулировать финансовым результатом украинских налогоплательщиков (в частности, оспаривать "реальность" или "хозяйственность" некоторых операций), а у украинских налогоплательщиков, в свою очередь, исчезнет необходимость в сложном (читай — креативном) бухгалтерском учете, а также сборе и поддержании в наличии массы первичных (подтверждающих) документов в отношении ряда хозяйственных операций, которые классически считаются рисковыми с точки зрения налогообложения. Кроме того, объект налогообложения будет рассчитываться как сумма капитала, выведенного из Украины, а не как финансовый результат с учетом корректировок на разницы, предусмотренные Налоговым кодексом Украины ("НКУ"), что значительно снизит административную нагрузку на налогоплательщиков, ведь задекларировать ряд хозяйственных операций, прямо указанных в НКУ, значительно легче, чем рассчитывать и применять налоговые разницы в их текущем виде. Более того, сами налоговые проверки теоретически станут более быстрыми и легкими как для налогоплательщиков, так и для фискалов, поскольку проверка декларации по НВК, с учетом всего изложенного выше, не должна составить особого труда. Однако невозможно предугадать изменения в поведении налоговых органов после теоретического введения НВК. Так, нельзя исключить, что налоговые органы попытаются приравнять некоторые хозяйственные операции к квази-выведенному капиталу и обложить их по ставке 20%. В то же время "место для маневра" у налоговых органов все же будет существенно ограниченно, поскольку операции между плательщиками НВК автоматически не подпадают под контроль со стороны налоговых органов, которые будут вынуждены сосредоточиться на контроле и оспаривании хозяйственных операций с нерезидентами Украины.

Такие операции возникают практически у любого среднего или крупного бизнеса (включая, например, выплату процентов по займу, выплату роялти и т. д.). И если раньше такие операции в большинстве случаев давали право уменьшить финансовый результат украинского налогоплательщика на сумму выплаты, а облагались только в руках получателей (по ставке 18% для украинских получателей или по ставке до 15% для нерезидентов), то теперь такие выплаты в пользу нерезидентов-неплательщиков НВК или в пользу нерезидентов-плательщиков НВК на их счета за границей будут облагаться по ставке 20%, причем плательщиком НВК будет компания, которая производит выплату (иными словами, плательщиком НВК будет не получатель, а плательщик).

Еще более важным вопросом является перенос и возможность использования накопленных налоговых убытков. Предполагается, что после вступления законопроекта в силу компании не смогут использовать свои накопленные налоговые убытки, уменьшая сумму НВК к уплате. В то же время и продавцы бизнеса, и потенциальные инвесторы часто рассматривают накопленные налоговые убытки как дополнительный актив, который прямо или косвенно влияет на стоимость бизнеса (иными словами, старые владельцы не смогут "продать" такие накопленные налоговые убытки и, в зависимости от параметров сделки, могут быть вынуждены снизить стоимость сделки пропорционально сумме списанных налоговых убытков).

Также рассматриваемый законопроект существенно меняет правила трансфертного ценообразования ("ТЦО"). Прежде всего нововведения коснутся плательщиков единого налога 4 группы, операции по реализации сельхозпродукции на экспорт которых теперь подпадут под понятие "контролируемых". Кроме того, в соответствии с законопроектом, для признания операции контролируемой достаточно того, чтобы ее размер превысил 10 млн гривен вне зависимости от уровня дохода. Таким образом, практически любая операция с некоторыми нерезидентами Украины на сумму более 10 млн гривен за год (около 360 000 долларов США) будет считаться контролируемой. Соответственно, возрастет административная нагрузка на малый и средний бизнес, а у самих налоговиков существенно прибавится работы. Кроме того, теперь доначисления по НВК из-за нарушения правил ТЦО нельзя будет зачесть в счет уменьшения накопленных налоговых убытков (как описано выше).

В любом случае в последнее время наблюдается оживление рынка M&A сделок в Украине, и законодателям следует внимательно оценить не только потенциальные последствия и влияние введения НВК на экономику Украины в целом, но и на привлекательность страны в глазах зарубежных инвесторов в частности.