Инвесторы бегут из Украины не только из-за войны

Какие юридические преграды стоят на пути иностранных инвесторов в Украину
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня Украину вряд ли можно назвать полноценно привлекательной в глазах международных инвесторов. Падающая экономика, напряженные взаимоотношения с внешними кредиторами, политическая нестабильность — все эти факторы явно не способствуют притоку капитала. Так, к примеру, в глобальном рейтинге конкурентоспособности World Competitiveness, который ежегодно составляет швейцарский Институт менеджмента и развития, Украина заняла "почетное" 60-е место, став предпоследней в списке. Ее обошли даже Иордания, Монголия и Южная Африка. А если опираться на данные ежеквартального опроса, который проводится Европейской бизнес ассоциацией (EBA), то по итогам января-марта 2015 года инвестиционный климат в Украине получил лишь чуть более 2,5 баллов из возможных 5-ти.

Они уходят

Деньги начали покидать нашу страну еще больше года назад. Так, прямые иностранные инвестиции в форме акционерного капитала, вложенного инвесторами-нерезидентами, на 1 апреля 2015 составили $41,1 млрд. Например, в конце 2013 года, незадолго до Революции достоинства, этот показатель находился на отметке $58,2 млрд. То есть, за этот период объем вложений в украинскую экономику сократился на $17 млрд или почти на 30%. Приток новых прямых иностранных инвестиций за 2014 год составил около $410 млн. Это в десяток раз меньше, чем в 2013 году. А в январе-марте 2015 года в экономику Украины вложено $345,5 млн, в то время как изъято $223 млн прямых инвестиций.

Некоторое улучшение наступило лишь во II квартале 2015 года. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в виде акционерного капитала по состоянию на 1 июля 2015 года составил $42,9 млрд, что на $1,78 млрд или на 4,3% больше, чем кварталом ранее. Вместе с тем из-за катастрофической девальвации в начале текущего года за полугодие в целом прямые инвестиции в Украину сократились на 6,4%, или на $2,91 млрд, а негативная курсовая разница составила почти $3,54 млрд. Фактически это прямые убытки, которые компенсировать сложно.

Безусловно, нет ничего удивительного в том, что напуганные политическим кризисом и войной на востоке инвесторы стали активно выводить средства из украинской экономики. Но единственные ли это причины их бегства?

Нужно признать, что нормативно-правовая база, которая регулирует инвестиционную деятельность в Украине, является очень сложной, многоуровневой и забюрократизированной. Она включает в себя порядка сотни различных актов, что в условиях высокого уровня коррупции (по данным Transparency International, Украина находится в конце рейтинга коррумпированности государств, недалеко от Кыргызстана и Сомали) создает риски для эффективного развития инвестиционной деятельности.

Отсутствие сбалансированного, системного и унифицированного регулирования инвестиционных правоотношений — это большая проблема. Тем более, что массив инвестиционного законодательства очень велик и продолжает расти. Но не растет его эффективность, а, напротив, сохраняются и рождаются новые пробелы и противоречия. Это зачастую способствует не столько решению, сколько возникновение проблем в регулировании инвестиционных отношений. И очень многие нормы правовых актов попросту не выполняют в полной мере свои регулятивные функции из-за запутанности или разбросанности по разным документам.

Неровная буква закона

Дополнительные проблемы для бизнеса, который и хотел бы работать в Украине, создают сами регуляторные органы. Например, Государственная фискальная служба вместе с Министерством финансов уже более года не могут сдвинуть с места налоговую реформу (на практике, а не в теории), и своими инициативами и нововведениями лишь усугубляют налоговый климат в стране.

Плюс ко всему украинским компаниям достаточно сложно привлекать инвестиции еще и ввиду того, что отечественная продукция не пользуется спросом на мировой арене и не выдерживает конкуренции со стороны европейских и азиатских производителей.

Тем не менее, в регуляторной среде все-таки намечаются положительные изменения. Например, по результатам II квартала показатель инвестиционной привлекательности Украины, рассчитываемый ЕБА, вырос с 2,51 по 2,66 балла. Иностранные инвесторы заметили незначительное упрощение таможенного оформления и упрощение торговли, улучшение в судебной сфере, приостановку галопирующей девальвации, а также возможность стабилизации валютного рынка.

Поработала в этом направлении и Верховная Рада. Так, еще в апреле вступил в силу закон №191-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляции)". Он является прежде всего важным для аграрного сектора, так как отменяет необходимость получения 14 разрешительных документов (сертификатов, лицензий). Согласно этому законы упрощается процедура открытия и ведения бизнеса, сокращаются согласовательные процедуры, снижается влияние государственных органов на деятельность компаний, повышается уровень защиты прав инвесторов.

По разным оценкам, бизнес сможет уменьшить расходы на официальные платежи за регистрационные процедуры, суммарно сэкономив до 100 млн грн, а неофициальные платежи за получение разрешительных документов сократятся минимум на 150-250 млн грн. Эти нормы отдельно позволят Украине подняться в рейтинге общем Doing Business на 5 пунктов, а в части рейтинга по регистрации компаний — добраться даже до Топ-20.

Также президент в июне подписал новую редакцию Закона "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности", который суммарно отменил 38 документов, усложняющих ведение бизнеса в стране. Не менее важным, и даже в какой-то степени революционным можно считать закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов". Благодаря ему миноритарные акционеры получили механизм защиты своих прав — возможность в судебном порядке обжаловать решения должностных лиц, который своими решениями причиняют компании убытки.

А что завтра?

Очевидно, что все это лишь первые шаги к возвращению доверия инвесторов. И правительству необходимо инициировать реальные реформы, которые действительно будут защищать права бизнеса, создавать условия для его развития и упрощать приток капитала в Украину. С одной стороны, это даст толчок к расширению сотрудничества с авторитетными международными организациями (такими как ЕБРР, МВФ, МБ, МФК), а с другой, послужит неким "маячком", катализатором прихода в нашу страну и частного капитала. Кроме того, одно из ключевых условий возврата инвестиций в Украину — это их защищенность, социально-политическое спокойствие и предсказуемый налоговый режим. Кроме того, чтобы привлекать капитал в экономику, власти должны определиться с приоритетными отраслями, которые нуждаются в финансировании прежде всего. Однако повторюсь: без стимулирования экономического роста и реформ "длинных" денег нам явно не увидеть. В обозримом будущем — так точно.