Как государство может конфисковывать имущество для военных нужд

С момента провозглашения независимости Украины военное положение в стране не вводилось, поэтому сказать, как именно будет проходить такая конфискация на практике — тяжело

Ключевым вопросом, волнующим граждан и бизнес в связи с введением режима военного положения является возможность так называемой конфискации имущества для военных нужд. С момента провозглашения независимости Украины военное положение в стране не вводилось, поэтому сказать, как именно будет проходить такая конфискация на практике — тяжело.

Принятый и утвержденный 26 ноября 2018 года парламентом Указ президента Украины "О введении военного положения в Украине" предполагает временное ограничение ряда прав и свобод граждан, в том числе закрепленных в статье 41 Конституции Украины. Упомянутая статья устанавливает, что никто не может быть противозаконно лишен права собственности, которое является нерушимым. Исключением может быть только принудительное отчуждение объектов собственности с последующим полным возмещением их стоимости в случае общественной необходимости и только в условиях военного или чрезвычайного положения.

Закон Украины "О правовом режиме военного положения", который в последние несколько дней заинтересовал многих украинских юристов, разрешает властям принудительно отчуждать имущество, находящееся в приватной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий и государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке с выдачей об этом соответствующих документов установленной формы.

Отдельно сказано, что у предприятий, учреждений и организаций может изыматься учебная и боевая техника, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и отравляющие вещества. В дополнение, но только в случае нарушения требований режима военного положения, госорганам разрешено изымать у предприятий, учреждений всех форм собственности, и у граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также, в случае надобности, и другие средства связи.

Как не странно, но основной закон, регулирующий отчуждение имущества в условиях военного времени был принят еще в далеком 2012 году, когда мало кто мог подумать о реальности его применения. Закон Украины "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима или чрезвычайного положения" предполагает три способа принудительного перехода права собственности на имущество к государству:

  • принудительное отчуждение с предварительной компенсацией его стоимости;
  • принудительное отчуждение с последующей компенсацией его стоимости;
  • изъятие имущества без компенсации его стоимости (применяется только к государственным предприятиям).

Как видим, ни о какой "конфискации" в данном случае речь не идет, хотя именно этим словом чаще всего пугают обывателей авторы публикаций о военном положении. Решение о принудительном отчуждении либо изъятии имущества принимаются военным командованием по согласованию с органами местного самоуправления. В местностях, где ведутся боевые действия, такое согласование не требуется. Имущество, принудительно-отчуждаемое в условиях военного положения, подлежит оценке, которая может проводиться частными субъектами оценочной деятельности, либо государственными органами и органами местного самоуправления. В любом случае за собственником сохраняется право оспорить оценку имущества, по которой ему было выплачено возмещение.

Принудительное отчуждение либо изъятие имущества в условиях военного положения оформляется актом установленной формы, в котором устанавливается следующее:

  • название отчуждающего органа военного командования и органа, согласовавшего такое решение;
  • ведомости о собственнике имущества;
  • ведомости о документе, подтверждающем право собственности;
  • описание имущества, достаточное для его идентификации;
  • сумма денежных средств, выплаченных в виде компенсации собственнику.

Акт подписывается собственником имущества, а также уполномоченными представителями военного командования и органа самоуправления, согласовавшего отчуждение.

Компенсация за имущество, принудительно отчужденное на условиях последующей компенсации, выплачивается на протяжении пяти бюджетных периодов после окончания режима военного положения. Для получения последующей полной компенсации, бывший собственник имущества обращается в военный комиссариат по месту отчуждения имущества с заявлением, к которому прилагается акт и документ про его оценку. Военный комиссариат рассматривает заявление в срок до одного месяца и выдает заключение о произведении выплат за счет государственного бюджета. Выплаты производятся также через военкомат в порядке очередности оформления упомянутых заключений и только в пределах сумм, предусмотренных в госбюджете для таких выплат. В случае если отчужденное имущество сохранилось, и бывший владелец настаивает на его возвращении вместо денежной компенсации, такое имущество возвращается ему в судебном порядке.