- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Как Грузия выжила в торговой войне с Россией
Самая продолжительная торговая война разгорелась между Россией и Грузией. Несговорчивость последней привела к пятидневной войне и разрыву дипломатических отношений, а торговое эмбарго продлилось семь лет (март 2006 года — май 2013 года).
В марте 2006 года Россия ввела запрет на ввоз в страну грузинских вин и знаменитой минеральной воды "Боржоми". Формальной причиной запрета стало несоответствие грузинской продукции санитарным нормам России. При этом запрет совпал во времени с арестом в Тбилиси нескольких российских офицеров.
"В Кремле были уверены, что в результате запрета вина и "Боржоми" Грузия просто загнется. Но мы увидели совершенно обратное: вместо этого наши производители просто повысили качество и вышли на западные рынки, на рынки Китая, Юго-Восточной Азии. И сегодня уже российский рынок не приоритетен для Грузии", — поясняет грузинский экономист Гела Васадзе.
Специалисты агентства S&P отмечают, что эмбарго оказало лишь временное влияние на показатели грузинского экспорта. Так, если в 2003-2005 годах его рост в номинальном выражении составлял в среднем 36% в год, то в 2006 году этот показатель снизился до 8%, но уже в 2007 году он увеличился более чем до 30%.
Конечно, переориентация на новые рынки сбыта не прошла гладко. Несколько лет после введения эмбарго грузинские производители пытались вернуть свою продукцию на российский рынок. Но после пятидневной войны в августе 2008 года они оставили эти попытки и, затянув пояса, стали активно заниматься поиском новых рынков сбыта. В результате новые торговые партнеры обеспечили грузинским предпринимателям независимость от решений "Роспотребнадзора". "Грузинские компании начали диверсифицировать свои экспортные рынки. Они начали поставлять продукцию в ЕС, США. В итоге Грузия от этого только выиграла", — говорит Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии в Украине Михаил Уклеба.
По состоянию на 2006 год топ-5 внешнеторговых партнеров Грузии выглядел следующим образом: Россия (50,9%), Туркменистан (20%), Армения (8,6%), Украина (8,1%), Азербайджан (7,3%).
Уже в 2007 году он претерпел значительные изменения. Страной, которая в большей степени смогла заменить для Грузии российский рынок, стала Турция, которая является на сегодня крупнейшим торговым партнером страны (занимает 16,6% всего внешнеторгового оборота кавказской республики). Торговый оборот между Грузией и Турцией в первой половине 2013 года составил $693 млн. Второе занимает Азербайджан ($606 млн), третье — Украина ($342 млн). На четвертом месте Китай ($302 млн), на только на пятом — Россия ($277 млн).
В результате география поставок грузинского вина за последние 7 лет расширилась вдвое — до 25 стран. Для продвижения своей продукции Тбилиси делает ставку на древние традиции грузинского виноделия (ему, по оценкам специалистов, более 8 тысяч лет), а также большое разнообразие (до 500 наименований) сортов винограда. Немаловажную роль играет уникальность многих сортов, например, саперави.
"Речь не о том, чтобы убедить кого-то, что грузинское вино лучше французского или итальянского, — объясняет министр образования и социальной защиты Грузии Георгий Маргвелашвили. — Главный вопрос — насколько наш продукт самобытен и интересен для потребителя". Так, грузинское вино сейчас не соперничает с дешевыми чилийскими и аргентинскими сортами. Производители осваивают ценовой сегмент от среднего до премиум-класса, а цена бутылки грузинского вина на европейском рынке колеблется от 10 до 15 евро.
Запрет на ввоз в Россию грузинской минеральной воды для производителей был менее болезненным, чем аналогичные меры по отношению к винам Грузии. В связи с тем, что у других стран претензий к "Боржоми" не было, экспорт минеральной воды из Грузии не прекращался. Производители смогли компенсировать потерю российского рынка, на долю которого приходилось около 50% экспорта. Так, IDS Borjomi Georgia сейчас экспортирует свою продукцию в 40 стран против 18 стран в 2005 году (до российского эмбарго). Более того, в 2012 году компанией было произведено 140 млн литров "Боржоми". Для сравнения: в 2005 году, до закрытия российского рынка, компания выпустила 111 млн литров.
Помимо открытия новых рынков Грузия активно стимулировала развитие туризма, что в свою очередь привело к росту внутреннего потребления. Для возрождения турпотока правительство Грузии инвестировала значительные средства в продвижение местных курортов и развитие инфраструктуры. Как результат, турпоток в Грузию демонстрировал впечатляющий рост — каждый год прирост составлял от 30% до 40%. Так, даже в 2007 году Грузию посетило на 7% больше туристов, чем в 2006 году (1,05 млн туристов). А в 2012 году в Грузию приехало 4,43 млн. туристов, это на 57% больше, чем в 2011 году. Более того, согласно рейтингу Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), по итогам 2011 года Грузия заняла первое место по темпам развития туризма в мире. В планах правительства Грузии довести турпоток к 2015 году до 5 млн человек.
Кроме того, именно конфликт с Россией ускорил евроинтеграцию Грузии. В июле 2013 года Грузия первой из постсоветских стран завершила переговоры о создании зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли с ЕС в Грузии.
"Соглашение позволит Грузии стать частью общего европейского экономического пространства. Это означает, что Грузия станет привлекательной для иностранных инвесторов, так как те, кто будет вкладывать средства в Грузию, смогут пользоваться не только маленьким рынком Грузии или региона, но и рынком всего Евросоюза", — говорит министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе.
Согласно исследованиям, свободное торговое пространство увеличит на 12% экспорт из Грузии в ЕС, а импорт в Грузию из ЕС — на 7,5%.