НБУ курс:

USD

41,54

-0,00

EUR

45,00

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

45,30

45,10

Как идея налоговой амнистии превратилась в механизм "раскулачивания" олигархов

Условия налогового компромисса кажутся не такими уж стимулирующими и привлекательными для бизнеса. Что же рассчитывает получить от этого проекта Кабмин?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

О налоговой амнистии замминистра доходов и сборов Игорь Билоус сказал во время своего первого, после назначения, публичного выступления. Тогда прозвучала идея проекта амнистии, которая позволит легализировать средства в течение шести месяцев после уплаты разового налога в 3-5%.

На сегодняшний день проект, так называемого, налогового компромисса уже утвержден Кабмином и одобрен профильным комитетом парламента. За это время предложенный механизм кардинально изменился. Налоговый компромисс все так же призван освободить от финансовой, административной и уголовной ответственности налогоплательщиков за занижение налоговых обязательств с налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, завышение суммы бюджетного возмещения НДС за период до 1 января 2014 года. Для этого нужно подать уточняющие расчеты. При этом государство дает 85%-ную скидку на недоплаченные налоги. Штрафные санкции не применяются и пеня не начисляется. Срок, за который можно явиться с повинной, сократился с 6 месяцев до 60 дней.

Валерия Тарасенко, советник по вопросам налогового и финансового права ПГ "Павленко и Побережнюк" уверена: инициатива КМУ по налоговой амнистии является позитивным шагом для бизнеса, особенно для компаний, которые работали с конвертационными центрами и использовали "серые схемы". "Принимая во внимание, что при использовании конвертационных центров и "серых схем" бизнес платил от 11 до 17% процентов от суммы операций, при этом беря на себя большое количество рисков, то уплата 15% законных налоговых обязательств — очень небольшая плата для бизнеса за закрытие всех рисков и избежание финансовой и уголовной ответственности", — говорит Тарасенко. Тем не менее, проект вызывает некоторые сомнения.

Почему налоговые амнистии проваливаются

В мировой практике были разные примеры налоговых компромиссов, которые касались доходов физлиц или возвращения капиталов из "гаваней", с самыми разными процентными ставками и очень часто эти акции с треском проваливались. Последний провал — налоговая амнистия в Испании 2012 года. Тогда плательщикам дали возможность до конца декабря "отмыть" свой "черный" капитал, заплатив государству штраф в размере 10% от суммы незадекларированных средств или имущества. Незадекларированные доходы от инвестиций за рубежом можно было легализовать, заплатив налоговикам 8% от их объема. В итоге, вместо ожидавшихся 2,5 млрд евро амнистия принесла только 50,4 млн евро.

До этого в Германии не оправдала ожиданий попытка вернуть осевшую в оффшорах прибыль. Амнистия действовала с начала 2004 года и освобождала от штрафных санкций налог на незадекларированную прибыль (сюда же относятся недоплаты по корпоративному налогу, налогу с оборота, торговому налогу и т.д.), полученную в период между 31 декабря 1992 года и 1 января 2003-го. До конца 2004 года к легализированной прибыли применялся налог по ставке 25%, а в период с 1 января по 31 марта 2005 года — 35% при действующей ставке в 48%. Бюджет в результате акции пополнился на 1,244 млрд евро вместо запланированных 5 млрд евро.

В 2005 году в Грузии условия были лучше — разовая ставка составляла 1%, но все равно ничего не получилось: государство собрало всего $35 тыс.

Если проанализировать все провалы, можно предположить, что мешают обычно слишком высокие ставки (как в Германии) и недоверие к государству (как в Грузии). Механизм, разработанный Миндоходов и расхваленный Хомутынником, грешит и тем, и другим.

15% — это много, считает Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса. "Если 3-4% — может быть, а 15% — за эту сумму можно продать фирму и открыть новую. Даже 10 новых. Конечно, у каждого ситуация индивидуальная. Возможно, угроза уголовного преследования кого-то заставит доплатить. Но те, кто боятся уголовной ответственности — налоги платят", — резюмирует консультант.

Елена Макеева, управляющий партнер Аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", также сомневается в наличии сколько-нибудь приличного стимула: "Существует низкая вероятность обнаружения нарушений налогового законодательства. А в тех случаях, когда основной капитал размещен в так называемых "налоговых гаванях", она равна нулю. При таких условиях вероятность детенизации капитала и уплаты 15% налога тоже будет близиться к нулю".

О доверительных отношениях бизнеса и налоговой можно лишний раз даже не говорить. Предприниматели подтверждают, что так называемая "налоговая нагрузка" никуда не делась, а про то, что коррупцию новым руководителям налоговой и таможни побороть пока так и не удалось, сказал и сам министр финансов Александр Шлапак. Это совсем не располагает идти на какие-либо компромиссы или бояться очередных "честных" проверок. "Бизнес пуганый. Не тот случай, чтоб прямо все забоялись — у кого-то документы "железные", кто-то по судам пойдет", — говорит Александра Томашевская. В общем, ситуация привычная.

К тому же, после подачи уточненных данных, согласно проекту, предприятие проходит встречную проверку, по результатам которой контролирующий орган принимает налоговое уведомление-решение. Если же плательщик с ним не согласен и обжалует его в суде, компромисс считается не достигнутым. В условиях непобежденной коррупции этот пункт несет особые риски. Макеева констатирует: "Налоговые проверки субъектов хозяйствования проходят настолько необъективно, что даже четкое соблюдение налогового законодательства часто трактуется налоговыми инспекторами как "несоблюдение". Поэтому каждый бизнесмен знает: любая проверка заканчивается доначислением налогов и сборов, штрафов и пени".

Зачем это нужно?

Конечно же, важна и цель мероприятия. Если государство осознает, что в трудные времена выгоднее чтобы плательщик был на свободе и продолжал платить налоги, а не сидел в тюрьме и поглощал бюджетные средства, тогда есть шансы на успех. "Профессиональный менеджер любой проект начинает с постановки целей и определения конкретных измерителей их достижения. В разработанном КМУ механизме налоговой амнистии лично я не вижу, какие цели поставлены и как мы, граждане Украины, сможем убедиться в том, что они достигнуты. Со слов Игоря Билоуса, законопроект о налоговой амнистии направлен не на сбор средств, а на предоставление возможности бизнесу работать с государством в "нормальном правовом поле". Если это цель, то измерять ее, на мой взгляд, невозможно", — считает Елена Макеева. В чем же истинная задача амнистии?

В законопроекте говорится, что если крупный налогоплательщик не воспользовался налоговым компромиссом и не уплатил в бюджет скрытое до 1 января 2014 года, контролирующий орган после истечения срока представления уточняющего расчета для применения налогового компромисса проводит документальную проверку такого налогоплательщика. В общем, крупным налогоплательщикам намекнули, что если они сами не сдадутся, то к ним придут и все равно найдут. Так что можно предположить, что истинная цель проекта — "раскулачить" олигархов.

Это объяснило бы, например, столь короткий срок для подачи уточненных деклараций — всего 2 месяца, тогда как мировая практика предполагает что "одуматься" можно в течение как минимум полугода (изначально, напомним, задумка была именно такой и у нас).

Валерия Тарасенко также обращает внимание на то, что налоговый компромисс предлагается только для плательщиков налога на прибыль и НДС. "Что делать плательщикам налогов, которые платят по другим налоговым режимам или физическим лицам, которые получили и скрыли доходы?" — сетует она. Возможно, ответ тот же — ФЛП и "единщики" на самом деле не особо интересуют налоговую.

Логичным в таком случае кажется и создание на базе налоговой милиции и госфининспекции органа с невероятными полномочиями — службы финансовых расследований. По словам сегодняшнего руководителя налоговой милиции Виталия Хоменко, у СФР будет право законодательной инициативы, и подчиняться она будет не фискальной службе и даже не Минфину, а напрямую Кабинету министров (то есть, Яценюку). Тогда после истечения 60 дней можно ожидать активных действий новой спецструктуры в отношении тех, кто не поделился.