Политика 12 февраля 2011 в 8:43

Как используют блоги украинские политики

Блоги украинских политиков больше похожи на «очеловеченные» пресс-релизы

Недавно в России активно обсуждался вопрос, почему пародия в Twitter на мини-блог Дмитрия Медведева «Президент России@KermlinRussia» вышла на первое место, оставив на втором и третьем официальный аккаунт Мeдведева и его личный мини-блог.

Официоз в твиттере Prezident_UA

В Украине что-либо подобное представить сложно. Нет, то, что пародия на блог Януковича может стать лидером в соцсетях — это вполне реально. И кстати, такая пародия уже есть — на официальный твиттер Prezident_UA. Но вот появление личного блога президента, да еще такого, который попадет в тройку лидеров у твиттерян, — фантастика.

Впрочем, если такой блог и появится, есть опасения, что личного там будет не больше, чем на Prezident_UA. Сейчас этот блог напоминает ленту официальных новостей секретариата. «И количество «последователей» твиттера Януковича соответствующее — 611», — резюмирует медиаэксперт Николай Сухомлин.

Тяга к блогописанию

Судя по блогам других украинских политиков, контактировать с народом большинство из них не намерены. Если, конечно, не считать коммуникацией поток односторонней информации о деятельности шефа, который его прилежные пиарщики выливают на наши головы. Такие блоги иначе как «очеловеченными» пресс-релизами не назовешь.

Дабы не быть голословным, «Дело» провело простой эксперимент. Зайдя на блоги политиков и прочитав там самые свежие посты, мы задали вопросы по изложенным темам и начали ждать реакции. Результат: отреагировали Леся Оробец, Дмитрий Корчинский и совершенно неожиданно — Олег Тягнибок.

А вот Сергей Тигипко прямо с порога своего блога тормозит «разбежавшегося» пообщаться с ним гражданина строгим предупреждением: «Текущая загрузка, к сожалению, не позволяет мне в данный момент поддерживать активность в блоге и социальных сетях, но отчет по текущим реформам и ответы на задаваемые по ним вопросы я напишу в ближайшее время». Одно только слово «отчеты» сводит от скуки скулы, раз и навсегда отбивая охоту сюда заходить.

В подобной официальной стилистике ведется блог губернатора Донетчины Анатолия Близнюка. На комментарии он не реагирует. Пишите, что хотите, выпускайте пар. Потому и количество комментов соответствующее — 5-10, максимум 30. Длинные официозные заголовки его постов еще более несуразно выглядят в Twitter. Сомнительно, что твиттеряне бросятся читать аккаунт, сообщающий следующее: «В идеологии единых административных единиц».

А вот Олег Тягнибок свою стену на Facebook постоянно комментирует. Правда, часто вместо слов оставляет смайлик :). Разумеется, если сообщение нравится. Если нет — пишет, например, такое: «Абсолютно заангажована, з перекрученими фактами, домислами і неточностями бютівська заказуха підозрілого «експерта». Кстати, :) так и хочется оставить на блоге Дмитрия Корчинского, украшенном гламурной розовой зверюшкой.

Ежедневно обновляется блог Анатолия Гриценко. Визуально он сделан очень профессионально — по всем правилам онлайн-медиа. Но с точки зрения коммуникаций, это односторонний рупор: я говорю — вы внимаете. Самый мертвый блог у Юлии Тимошенко: все отдано на откуп пиарщикам с их жутким официозом.

Самые активные

На таком фоне ярко выделяется блог старожила ЖЖ Михаила Бродского, блоггера с 2007 года. Он утверждает, что все посты пишет сам, только большие тексты диктует помощникам. Ежедневно тратит на блог по часу. В результате 100-200 комментариев под постом — не редкость. Если комментируют мало, блоггер обижается и немедленно провоцирует гостей. Например так: «Какие лекарства и где нам будут продавать, судя по количеству комментариев, вас особо не интересует. Как обсуждать нескольких антисемитов — так комментариев в четыре раза больше собралось. Конечно, тут же большого ума не нужно, чтобы вставить свои пять копеек». Кстати, блог Михаила Бродского в этом году участвует в конкурсе русскоязычной блого­сферы «Блог Рунета — 2011» в номинации «Лучший блог политика». Победителя обещают назвать 10 февраля.

 

Не менее активным блоггером является Леся Оробец. Сейчас она ежедневно пишет на такую горячую тему, как реформа образования, оппонируя министру Табачнику.

Власти не постятся

Интересно, что представители партии власти в Сети вообще не активничают. Так что Украина выпадает из мирового тренда — использования блогосферы для государственных агитации и пропаганды. Последние события в Египте отлично доказали, насколько эффективны соцсети для внесения смуты в народные массы.

Если бы случилось чудо и Янукович завел себе «человеческий» блог, а еще лучше — завели бы личные блоги Чечетов и Лукьянов, думаю, многие стали бы завсегдатаями их онлайн-страниц.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

 

НИКОЛАЙ СУХОМЛИН

медиаэксперт

Почему у Медведева есть личный блог, а у Януковича — нет? В России идеологическая составляющая, пропаганда — является основным методом «общения» с избирателем. В РФ понимают, что с каждым годом все большее количество россиян «обитают» в Интернете. Вырастают новые поколения, которые не мыслят своей жизни без него.

Команда Януковича и Виктор Федорович в частности — приверженцы прямолинейных, административных мер. Им неведомо значение виртуального мира для развития и управления обществом. А отсюда — и слабая работа в этом направлении. Пока что она «представлена» потугами украинских спецслужб в освоении ЖЖ и попытке приструнить украинских блоггеров.

Блогами украинских политиков занимаются «по-разному» подготовленные специалисты. Де-факто мало кто задумывается, что формат блога априори предполагает личное общение, обнародование своих мыслей и идей, двустороннюю связь с избирателем. Это редкость.

И вопрос вовсе не в занятости, а, скорее, в банальном не знании, что это вообще такое.  Кто из политиков лично общается и с кем довелось вести диалог, получать ответы на вопросы – Олесь Доний, Владимир Арьев, Леся Оробец, Михаил Бродский.

 

ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО

политолог

Почему одни политики заводят личные блоги, а другие — нет? Это определяется различиями мировоззрения, образа жизни и политического стиля.

Большинство депутатов ПР – это бизнесмены и бывшие чиновники. Как правило, они не склонны к излишней публичной активности и не очень продвинуты в современных информационных технологиях. А среди оппозиционеров немало людей, которые до политики занимались активной творческой деятельностью.

Анатолий Гриценко, Николай Томенко, Олесь Доний засветились сначала в экспертной среде, а потом уже продвинулись в профессиональной политике. Андрей Шевченко до депутатства был одним из наиболее известных украинских журналистов. Список можно продолжить.

Из нынешней власти наиболее известным блоггером является Михаил Бродский. Но он часть своей биографии посвятил журналистике. Поэтому неслучайна его тяга к блогописанию.

Кстати, иногда блоггерство известных политиков создает неоднозначные прецеденты. Карл Бильдт — министр иностранных дел Швеции (и бывший премьер-министр) — стал активным блоггером, что вызвало массу вопросов. Например, можно ли считать его блоги официальной позицией дипведомства? Не в восторге оказались журналисты. Ведь автор блогов отодвинул их как посредников в общении с интернет-читателями. Вот она новая информационно-политическая реальность. Точнее, ее первые проявления.

Между прочим, Бильдт старше Януковича. Так что не только в возрасте дело.

Наконец, надо учитывать, что блоги становятся модной информационно-политической технологией. Законодателем этой моды в политике стал Обама. Он, в частности, ввел моду на Twitter. Некоторые наши политики уже последовали этой моде. Но в блогах важнее живое, личностное проявление. Технология (и райтерское писание за псевдо-автора) быстро становится заметной, а иногда приводит и к забавным казусам.

 

АЛЕКСЕЙ ГАРАНЬ
 

политолог

Когда смотришь на блоги наших политиков, то складывается впечатление, что большинство из них блоги сами не ведут. Продвижением занимаются политтехнологи, помощники и т.д. Это формальный подход к ведению блогов, который читатель, конечно же, чувствует.
Блог – это прямой канал коммуникации между политиком и избирателем. Он дает возможность политику быстро реагировать на какие-то резонансные события. В блоге можно размещать не только статьи, но и документы, видео, цитаты и т.д.

Вместе с тем, нужно понимать, что политик в первую очередь должен заниматься партийными вопросами, формированием партийной структуры. Участие политика в социальных сетях и блога должно выступать дополнительным инструментом коммуникации с избирателями, но не основным.

Возьмем, к примеру, блог Анатолия Гриценко. С большой долей вероятности можно сказать, что сам Греценко ведет свой блог. Там размещаются интересные материалы, статьи, которые открывают дискуссию. С другой стороны наличие блога и активная гражданская позиция ни коем образом не компенсируют слабую партийную работу Анатолия Гриценко.

 

КОНСТАНТИН БОНДАРЕНКО
политолог

Большинство блогов наших политиков, которые я видел, абсолютно пустые и ведутся отнюдь не политиками, а их пресс-службами. Такие себе формы "очеловеченных" пресс-релизов. Интересен ЖЖ Михаила Бродского - хотя не могу сказать, что я частый посетитель его журнала. А вот общаться через блоги привычки у меня вообще нет - я никогда не комментирую написанное кем-либо и сам не читаю комменты под своими статьями и интервью.

 

АЛЕКСАНДР  ТУРЧИНОВ

первый замглавы партии “Батькивщина”, бывший первый вице-премьер Украины


Информационное общество уже давно стало парадигмой цивилизованного мира. Эта тенденция только прогрессирует и ее нельзя остановить.

К большому сожалению, наша страна продолжает находиться на периферии этого процесса, при этом быстро скатываясь к статусу тоталитарного закрытого общества с  деформированным информационным, силовым и социально-экономическим полем. Но остановить мировые тенденции невозможно.

Интернет на сегодняшний день в Украине – единственная площадка, не подверженная цензуре. Поэтому для оппозиционного политика – это одна из немногих доступных трибун.

К большому сожалению, нет возможности тратить много времени на работу в интернете,  но полчаса в день я стараюсь для этого находить. Относительно ведения нескольких блогов (twitter,facebook) – каждый из них имеет свою специфику, свою форму и свою аудиторию.

раздел:

По теме:

Чего не стоит писать в своем блоге
Образование и карьера 07 февраля 2011 в 10:32

Чего не стоит писать в своем блоге

Персональный блог может как повысить известность топ-менеждера, а значит и его стоимость на рынке труда, так и резко ее понизить. «ДЕЛО» выяснило что стоит, а чего не стоит писать управленцу в своем блоге

Как сформировать позитивный имидж с помощью блога
Блоги 07 февраля 2011 в 12:00

Как сформировать позитивный имидж с помощью блога

Ведение блога и активность в социальных сетях является одним из наиболее эффективных инструментов персонального брендинга