Мы не даем задание украинской стороне куда инвестировать — госсекретарь Минтранса ФРГ Райнер Бомба

В Украине идет глобальная перестройка экономики, в которой все больше места занимают иностранные инвестиции. Delo.UA пообщалось с представителями немецкого бизнеса о том, каким они видят будущее нашей страны

Немецкий бизнес позитивно оценивает перспективы своего развития в Украине. Об этом говорится в исследовании Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты (НУПТП). Примерно 32% респондентов оценивают среднесрочную экономическую ситуацию в Украине как хорошую, а 48% — как удовлетворительную. Интересно, что более четверти компаний ожидают рост оборота в 2017 году в Украине более чем на 10% — фантастические цифры по меркам Германии.

Большая часть немецких инвестиций в Украине работает на экспорт. По итогам 2016 года самая большая доля осталась за автокомлектующими — 24,7% от общего объема экспорта в Германию. По данным НУПТП, в этой сфере в Украине сегодня занято около 43 тыс. человек, в том числе 25 тыс. — на предприятиях немецких инвесторов. В ближайшей перспективе немцы хотят трудоустроить в производстве автокомплектующих еще около 10 тыс. украинцев. По их мнению — это один из этапов создания в Украине автомобильных кластеров, которые в перспективе привлекут внимание автопроизводителей.

Delo.UA поговорило с государственным секретарем Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Райнером Бомбой и президентом Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты, генеральным директором ООО "БАСФ Т.О.В." Андреасом Лиром о том, когда же в Украине начнут производить Mercedes или BMW, об интересе немецких инвесторов к отечественной экономике, а также о роли и перспективах улучшения инфраструктуры Украины.

В Европе цифровая инфраструктура и транспортная инфраструктура развиваются параллельно. У нас же с мобильной связью и высокоскоростным интернетом все более-менее хорошо. Но есть проблема с мостами, дорогами. Как преодолеть этот разрыв?

Райнер Бомба (РБ): В Германии вопрос инфраструктуры (автомобильная и железнодорожная сети, водные пути, цифровая инфраструктура) рассматривается как основа основ всей экономики. Я хотел бы назвать одну цифру. До 2030 года мы разрабатываем новый план создания немецкой базовой инфраструктуры с инвестициями до 270 млрд евро.

В Украине существует много разных стратегий строительства инфраструктуры. Сейчас наиболее важный вопрос: как быстро связать инфраструктурными проектами крупные города (Одесса, Киев, Львов и др.) для того, чтобы они могли развиваться, быстро перевозить людей, транспортировать грузы из пункта А в пункт Б. Кроме того, Украина должна стать частью панъевропейского транспортного коридора, чтобы перевозить товары в Польшу, Германию, Италию и т. д. Это касается автомобильных и железнодорожных путей, также в систему подключаются морские порты.

Например, чего стоит современный порт в Одессе, если вы не можете быстро вывозить из него товары?

Нужны автобаны, государственные дороги. Но следует уделять внимание и местным, коммунальным дорогам. Они в Германии также пребывают не в лучшем состоянии. Но в Украине ситуация намного сложнее. В строительство дорог надо вкладывать очень большие средства, и делать это не один-два года, а на протяжении 10 лет.

ФОТО: Райнер Бомба (слева) и Андреас Лир

Я бы добавил, что нужно больше делать, меньше говорить.

РБ: Конечно. Задача политиков — не только говорить, но и создавать условия. Далее необходимы конкретные действия, и каждый из нас должен видеть их результаты. Это очень важный момент.

После политических переговоров в Украине я с коллегами стараюсь претворить в жизнь то, о чем договорились. Политики могут много и красиво говорить, но необходимо предпринимать конкретные шаги для исполнения. Если мы будем только говорить, то через четыре недели вы забудете, что я приезжал.

Я очень старомодный человек, хотя занимаюсь в Германии вопросами дигитализации. У меня есть так называемый "черный блокнот" (берет в руки записную книжку с черной обложкой — Delo.UA). Я записываю туда все ключевые обязательства и обещания, которые давал. Записываю простым карандашом. И записи уничтожаются только после того, как появится "галочка" о выполнении.

Например, в эту поездку я вел переговоры на правительственном уровне, встречался с мэром Киева. По итогам отметил четыре важных пункта. Под номером один записал, что, находясь в Одессе, необходимо обговорить вопрос строительства волнореза и сделать это в присутствии администрации морских портов. Вторым пунктом записал, что мы должны создать в Украине офис цифровой информации. Третьим пунктом стоит проведение исследования строительства Подольского моста. Четвертый пункт — проведение осенью второй конференции инвесторов для финансирования этого проекта.

Можно ли сказать, что цифровая инфраструктура в Украине находится на среднеевропейском уровне?

РБ: Да. Но это касается больших городов. Однако нужно помнить, что большие города состоят не только из центра, они имеют и периферию, и там также должна быть инфраструктура.

Что касается небольших городков и населенных пунктов, то однозначно нет.

Украина традиционно была транзитным государством для грузов из России, Средней Азии. Но из-за конфликта с РФ этот поток сильно сократился. Какие перспективы украинской транспортной инфраструктуры? Чем она может быть интересна немецкому бизнесу в сравнении с другими портами Черного и Средиземного морей?

РБ: Украина продолжит двигаться по европейскому пути, не снижая скорости.

В этом случае она сможет пользоваться мощными финансовыми возможностями, которые будут предоставляться со стороны Европейского Союза.

Так происходило, например, с Польшей. Кроме того, мы будем прилагать усилия, чтобы интегрировать Украину в трансъевропейскую систему. Таким образом, ваша страна превратится в транспортном отношении в государство, как интегрированная часть Европы.

Украина, благодаря расположению возле Черного моря и на пути между Азией и Европой, имеет большие преимущества. Отмечу важный момент: инфраструктурные проекты выполняются на протяжении десятилетий. Для их развития необходимо больше времени, чем продолжаются краткосрочные военные конфликты или какие-либо политические каденции. Я не провидец, но надеюсь, что конфликт на востоке Украины через какое-то время разрешится. К этому моменту инфраструктура должна быть готова.

В Украине немецкие компании инвестируют в производство автокомпонентов. Но наше общество хочет, чтобы здесь производили готовые Mercedes или BMW. Как в соседей России. При каких условиях может появиться такое производство в Украине?

Андреас Лир (АЛ): Те проекты, которые обговаривались господином Бомбой в ходе его встреч с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и с мэром Киева Виталием Кличко имеют большое значение. Они закладывают фундамент для дальнейшего развития предприятий и фирм.

ФОТО: Строительство Подольско-Воскресенского моста в Киеве

Немецкие предприниматели уже сейчас активно инвестируют в Украину, наращивают инвестиции и рассматривают этот рынок как перспективный в различных сегментах. Вкладывая деньги, они оценивают, сколько времени потребуется на возврат этих инвестиций как в условиях местного рынка, так и экспорта.

Основная часть предприятий, с которыми мы (Немецко-Украинская промышленно-торговая палата — Delo.UA) сейчас сотрудничаем — средние и малые. Они производят автокомпоненты, аграрную и лакокрасочную продукцию, мебель и другие товары. Предприятия среднего бизнеса — "становой хребет" немецкой экономики. И они формируют определенную экономическую среду. Скажем, вокруг производства 250 тыс. автомобилей необходимо создать географическую сеть поставщиков комплектующих и материалов, что подразумевает инвестиции в каждый из бизнесов. Я не исключаю, что тот или иной производитель автомобилей при развитии системы поставщиков рассматривает потенциально и Украину.

Самое важное: необходимо принимать во внимание не только инвестиции со стороны больших концернов, но также учитывать средние предприятия, которые инвестируют, работают на инновации и создают рабочие места.

Вы сказали, что средний бизнес — это "становой хребет" экономики. Знаю, что топ-чиновники предыдущих украинских правительств эту фразу использовали применительно к большому бизнесу, в частности, металлургии. Я вижу в этом разный подход. Чтоб было стабильное развитие нам нужно трансформировать всю экономику?

АЛ: Именно это сейчас и происходит.

Мы являемся свидетелями исторической перестройки украинской экономики.

Конечно, крупные комбинаты, которые работают в металлургической или угольной промышленности, имеют свой вес в экономике. Но сейчас происходит сдвиг с тяжелой промышленности к легкой, предприятиям меньшего масштаба с численностью работников от 20 до 1 000 человек.

Я много езжу по Украине. Даже неподалеку от Киева, свернув с трассы на проселочную дорогу, можно увидеть такие предприятия. В них оборудованы новые цеха, лаборатории, современные переговорные комнаты, сотрудники носят спецодежду. Все организовано на высоком европейском уровне! Эти предприятия развиваются и многие из них ищут выход в Европу. Зная о возможностях экспорта и получив соответствующий сертификат, они смогут это сделать.

Сейчас создается новый "экономический хребет" страны. И для этого Украине нужны динамичные образованные предприниматели, которые верят в нее.

Большие немецкие инвестиции в Россию из-за экономических санкций столкнулись со сложностями. Построили большие заводы, офисы, но они задействованы в половину мощности. Это может стать ограничением для больших инвестиций в другие страны, в частности в Украину?

РБ: В Германии предприятия сами решают куда инвестировать. Например, если бизнес вложил деньги и видит, что "поставили не на ту лошадь" (в том числе в связи с политической ситуацией, которая влияет на экономику)... конечно же, руководство должно решать — оставлять производство на месте или переносить. На свободном рынке федеральное правительство не имеет влияния на принятие таких решений. Мы только следим за ситуацией.

А.Л. Что касается Украины, к примеру, соглашение о Зоне свободной торговой зоне с ЕС определяет перспективы сотрудничества на длительный срок. Это большой рамочный документ, который сейчас наполняется конкретными проектами, благодаря работе украинских и немецких предприятий.

ФОТО: Райнер Бомба

В моем вопросе не только политический аспект был. Если большой концерн сделал большие инвестиции в Россию, то чтобы делать то же самое в соседней стране, надо время или условия. Нет смысла надеяться, что в короткий срок к нам придут эти же инвесторы.

АЛ: Давайте я остановлюсь на этом вопросе в глобальном плане. Как большие концерны, так и предприятия среднего размера рассматривают для инвестиций карту мира — а это более чем 200 стран — в поиске выгодных территорий. Любой бизнес обладает ограниченными финансовыми средствами, поэтому вкладывает деньги не на 5, а хотя бы на 10-50 лет. Конечно же, перспективные рынки — на первых местах для инвестиций.

Бизнес-климат в Украине улучшился, она перешла на 80-е место рейтинга Doing Business.

Рынок становится более привлекательным для иностранных инвесторов, и, когда вложения одних инвесторов оправдываются, за ними, несомненно, последуют другие.

Можете Вы назвать мифом, что в приемной у фрау Меркель стоит очередь из руководителей больших немецких компаний с просьбой отменить санкции, чтоб им было проще работать с Россией?

РБ: Я думаю, что это исключено. Конечно, речь об этом ведут, но политика федерального канцлера и правительства однозначная и абсолютно четкая. Она определяется в координации с другими странами-членами Европейского Союза.

Попытка Commerzbank зайти в Украину была одним из крупнейших примеров немецких инвестиций. Но оказалась неудачной. Какое это имело влияние на весь немецкий бизнес, и на его отношение к работе в Украине?

АЛ: Бизнес подразумевает предпринимательский риск. Сложно комментировать шаги той или иной компании, не зная ситуации изнутри. Есть много примеров, когда крупные немецкие предприятия начинали большие инвестиционные проекты, вкладывали большие деньги, которые потом "просачивались в песок", исчезали. Но как успехи, так и неудачи происходят не только в Украине и касаются бизнеса в целом.

Очень важно понимать особенности ведения бизнеса в стране. На примере BASF могу сказать, что мы, как одна из ведущих глобальных компаний, работаем во всем мире и уже 25 лет — в Украине в соответствии с нашими корпоративными правилами и законодательными требованиями в стране. Сотрудничая с партнерами и клиентами здесь (а это преимущественно средние предприятия), мы помогаем создавать дополнительную ценность на основе инноваций и в соответствии с мировыми стандартами. Конечно, не все бывает гладко.

Это можно сравнить с ездой на автомобиле: иногда нужно выжимать сцепление, иногда давить газ, иногда притормозить. Хотя если вы едете по немецкому автобану, то больше жмете газ.

А здесь необходимо реагировать на различные условия и учитывать изменения, к примеру, такие как недостаток финансов во время кризиса. Когда знаешь, как реагировать в подобных ситуациях, можно уверенно работать.

Забавно. Ведение бизнеса в Украине и в Германии в итоге сравнили с состоянием инфраструктуры наших стран.

(смеются — Delo.UA)

А важно ли Вам как представителю бизнеса, чтоб Вашим партнером и контрагентом, например в Украине, была дочерняя структура немецкого банка, страховой компании или перевозчика?

АЛ: Мы сотрудничаем со всеми партнерами, которые предоставляют выгодные предложения и соответствуют нашим ожиданиям по соблюдению стандартов ведения бизнеса. Например, среди банков мы проводим тендер. Для нас "национальность" партнера не имеет значения — будь то немецкое, украинское, итальянское или другое предприятие.

Примерно два года назад Федеральное правительство через немецкий банк KfW рассматривало возможность финансирования инфраструктурных проектов на востоке Украины. В частности, речь шла о реконструкции автомобильных дорог. Но из-за вопросов безопасности были выбраны другие проекты. Как Вы думаете: какие должны быть критерии, чтобы немецкий бизнес активнее инвестировал в инфраструктуру, в частности на востоке? Есть ли четкие требования к безопасности?

РБ: Да, в течение нескольких месяцев велись активные переговоры. Украинская сторона планировала реализацию отдельных проектов, они вносились в список для исполнения, и потом украинская же сторона их вычеркивала. Банк проводит детальную проверку возможности выполнения каждого проекта, исходя из определенного довольно большого перечня критериев. На основе этого, а также обсуждения с украинской стороной принимается окончательное решение по финансированию проекта. Так что нужно поставить вопрос министру Омеляну, которому я доверяю.

То есть окончательный сигнал о том, во что именно нужно инвестировать все-таки шел из Украины?

РБ: Мы не даем задание украинской стороне куда инвестировать.

Мы принимаем предложения украинской стороны, а после обсуждения на высоком уровне принимается совместное, согласованное решение.

Я рад, что таким образом было принято решение о постройке волнореза в Одесском порту. Ведь роль Одессы после аннексии Крыма существенно возросла. На этот проект будет выделено 50-60 млн евро.

Вы сказали, что есть интерес со стороны немецких инвесторов к достройке Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве. Из каких денег будут возвращаться инвестиции?

РБ: На самом деле речь идет о международных инвесторах: из Австралии, Канады, инфраструктурные инвестфонды, пенсионные фонды. Мы уже провели в Германии первую конференцию для инвесторов, увидели с их стороны определенную заинтересованность. Мы обсудили этот вопрос с мэром Кличко и сейчас работаем над финансовой концепцией возврата этих денег. Надеюсь, что к осени текущего года ее завершим и сможем представить на второй конференции.

То есть Вы сейчас не можете сказать, что это будет: местный бюджет или введение платного проезда?

РБ: Я мог бы представить себе все что угодно. Речь идет о выделении 350 млн евро для завершения строительства этого моста. Как эти деньги будут возвращены инвесторам? Как я говорил, концепция находится в разработке. Думаю, что Виталий Кличко сможет ее представить через определенное время.

Одно из главных преимуществ инвестиций в Украину — это квалифицированный персонал с низкими зарплатами. Но Вы считаете, что зарплаты необходимо повышать. Когда это произойдет, то какие конкурентные преимущества останутся у Украины?

АЛ: Независимо от того, где вкладываются инвестиции, заработная плата в этих странах растет до определенного среднего по миру уровня. Это будет происходить и в Украине. Сейчас можно говорить о многих преимуществах вашей страны, в том числе и квалифицированном персонале. Но также отмечу выгодное расположение Украины с точки зрения привязки к инфраструктуре, транспортным сетями и еще много другого.

За последнее время средняя зарплата в Украине увеличилась в гривне. Но недавно в Кривом Роге были массовые протесты с требованием повысить зарплату до уровня 2013 года — эквивалента 700-750 евро...

АЛ: Я не хотел бы философствовать о ситуации 2013 года. Можно лишь констатировать, что тогда страна была выведена из равновесия, а гривня поддерживалась на определенном уровне искусственно. Потом был задействован механизм адаптации, который оказался очень тяжелым. В Германии, к примеру, к существующему сейчас уровню мы шли много лет.

За последние два года мы видим в Украине больше изменений и преобразований, чем, наверное, в течение 23 предыдущих лет. Украина на правильном пути.