НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Как плавать и не утонуть: гривня без внешней помощи может продержаться лишь 4-6 недель

Что мешает получить позитивный эффект от девальвации — в материале Delo.UA
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Прошла неделя со дня, когда Национальный банк Украины произвел валютную революцию. Всю эту неделю плавающий курс, девальвацию и ограничения валютных операций обсуждала вся страна. Эксперты утверждают, что ситуация в экономике в целом и на валютном рынке в частности ухудшалась день за днем, и решение НБУ было правильным. Однако эффективность принятых мер — краткосрочна, и чтобы максимально использовать сложившуюся ситуацию, нужно двигаться дальше.

Роль правительства

Для того, чтобы шаги Нацбанка имели ощутимые позитивные последствия, нужно реформировать экономику. Два года она работала на удержание курса за счет резервов. "Но гривня сильна не резервами, а конкурентоспособностью экономики", — уверен председатель Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек. По его мнению, следующий шаг должен сделать Кабмин, а именно пересмотреть государственный бюджет, который пока что далек от объективной реальности. "Разработчики экономической политики должны внести коррективы в бюджет и продемонстрировать, что они понимают, о чем говорят",— считает банкир.

С ним согласен Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций. Вслед за консультантами Международного валютного фонда он повторяет: бюджет нуждается в секвестре, расходная часть непомерно раздута, "хотелки" нужно скорректировать исходя из объективных возможностей.

Еще одна задача, которую ставит перед властью плавающий курс, это формирование новой политики управления и обслуживания государственного долга. Пока гривню удерживали, правительство работало в комфортных условиях — эти расходы можно было заранее рассчитать и спланировать. Теперь все зависит от рынка, и в этих условиях правительству нужно продумать механизмы хеджирования валютных рисков. Это предполагает совершенно новый формат взаимодействия Кабмина и Национального банка.

Однако, по словам Бураковского, главной преградой может стать зависимость экономики от политической ситуации — все будет бесполезно, если будущий Кабинет министров (независимо от его состава) будет работать исключительно на результат президентских выборов 2015 года. Очевидно, что есть определенные группы влияния, есть Верховная Рада и президент — все они будут пытаться отстаивать свои интересы. Чтобы в этой ситуации правительство делало то, что должно, ему нужен коридор свободы, оно должно стать политически равноудаленным насколько это возможно. В противном случае все временные меры, принятые Нацбанком для стабилизации ситуации, рискуют стать постоянными, а проблемы останутся нерешенными.

Роль внешних источников

Что нужно решать в первую очередь, так это вопрос рефинансирования госдолга. Эксперты утверждают: на сегодняшний день Украина не справится без помощи извне. Говоря о текущем положении дел, Анатолий Баронин, директор аналитической группы "Da Vinci AG", обращает внимание на опыт Египта. Год назад, напомним, там происходили схожие процессы — пришел срок рассчитываться по кредитам, золотовалютные резервы сократились до тех же $18 млрд, девальвация национальной валюты рисковала стать неконтролируемой. В Египте остановить кризисную ситуацию помогли кредиты стран Ближневосточного региона — только Саудовская Аравия предоставила $9 млрд. Украине тоже нужны внешние вливания, поэтому сейчас крайне важно восстановить сотрудничество с самым вероятным кредитором — МВФ.

Гибкое курсообразование было одним из требований фонда, но этого недостаточно. Даже привести в порядок все макроэкономические показатели — это еще не гарантия успеха при нынешней политической ситуации. Теперь правительству нужно понять, что критика рекомендаций МВФ только ухудшит ситуацию и отдалит перспективу финансовой помощи, притом на уступки нужно идти и в политических вопросах.

Дмитрий Сологуб, глава аналитического департамента "Райффайзен Банка Аваль", отмечает критичность ситуации по внешней задолженности — в этом году подходят сроки погашения кредита МВФ и выплат по еврооблигациям на сумму, которую Украина сама не потянет. Сологуб убежден: на принятие важных решений о внешней помощи у нас есть не больше 4-6 недель.

Роль бизнеса

Самые очевидные последствия девальвация валюты имеет для бизнеса, прежде всего для рынков потребительских товаров. Цены на импорт вырастут, включая топливо, а значит подорожают практически все товары, и это должны учитывать предприниматели.

Анатолий Баронин отмечает, что гривня не одинока в своем падении — практически одновременно девальвировали российский и белорусский рубли и казахстанский тенге, что позволяет говорить о тенденции региона. Однако для соседей снижение курса — эффективный механизм улучшения конкурентоспособности товаров на внешних рынках, в то время как аналогичная мера в Украине не может дать тех преимуществ экспортерам.

Пока что бизнес получил только ограничения по валютным операциям. "Но ограничениями бюджет не наполнить. Нужно думать о том, как поддержать экспортеров. Нужно не только ограничивать, но и размывать сложившееся недоверие к Нацбанку", — уверен Роман Шпек.

Владимир Щелкунов, президент ICC Ukraine, поясняет: очевидно, что НБУ не может собрать всех и объяснить свои действия и решения. Но как минимум стоит проводить точечные консультации с представителями крупного бизнеса. Он уверен — они будут готовы сотрудничать с властью, если увидят, что власть делает шаги навстречу. Если решать все между собой, а предпринимателей ставить перед фактом — взаимодействия не будет.

Роль доверия

Доверие — важный фактор не только в коммуникации с бизнесом, но и с населением. Панические настроения украинцев сыграли не последнюю роль в резком падении гривни, а это — прямое последствие недоверия к государству. "Это логично, — считает Баронин, — людей годами убеждали, что накапливать депозиты нужно в гривне, что ей ничего не угрожает, она стабильна. И за один день все усилия по поддержке нацвалюты, а заодно и доверие к ней были уничтожены".

Ситуацию подогрело политическое противостояние, и недоверие переросло в ажиотаж. Общее состояние экономики плачевное, многие люди это понимают, и это тоже влияет на их мотивацию.

Не верит население и в банковскую систему, а ведь депозиты — важный источник средств для развития экономики. События этой недели показали, насколько слабо украинцы доверяют банкам — в случае угрозы вкладам они тут же выстраиваются в очередь чтобы их забрать. Роман Шпек считает, что эту традицию можно побороть открытостью Нацбанка: он должен вступать в диалог и проводить разъяснительную работу. Населению нужно рассказывать, что есть инструменты защиты депозитов — например, поддержка ликвидности и фонд гарантирования вкладов.

Времена изменились. Нацбанк больше не может управлять рынком, направлением инвестиций и курсом нацвалюты. Чего теперь нельзя допустить, так это девальвации доверия. Для того чтобы система заработала как положено, нужен баланс, но для его достижения необходимо взаимопонимание и общая работа правительства, НБУ, банковского рынка и реального сектора.