Общество 21 октября 2016 в 14:30

Как Smart Харьков привлекает туристов и инвесторов

Имидж Smart City сегодня привлекателен для международных инвесторов и туристов, что позволяет муниципалитету получать бонусы в виде инвестиций, грантов и льготных кредитов. Жизнь бизнеса и простых горожан в "электронном" городе тоже становится комфортнее. Доказано на примере Харькова

"В городе создан и активно продвигается имиджевый проект Smart City, предполагающий внедрение новых технологий в сферы жизнедеятельности города. Изначально бренд был презентован исключительно как концепция развития туристической составляющей города (SMART расшифровывался как social, modern, art, research, tourist), однако сегодня концепция Smart City актуальна для комплексного развития Харькова как "умного" города. Наша цель — сформировать имидж Харькова как прогрессивного инновационного европейского города, который внедряет новейшие IT-наработки и новые подходы к управлению", — встречает нас начальник Управления инвестиционного развития и имиджевых проектов Виктория Грецкая-Миргородская.

Управление городом

В Харькове информационные технологии в управление городом стали внедрять еще в 1997 году. И на сегодня все городские службы и коммунальные предприятия — более 1000 объектов городского хозяйства — связаны между собой высокоскоростным интернетом с помощью оптоволоконной сети в единую систему коммуникаций. (Киев, например, такое только планирует).

"В 1998 году мы побывали с делегацией в Лилле, увидели, как управляют городом, как все сведено в единую сеть, все вопросы решаются через интернет. Сделать так же в Харькове было моей мечтой, и я этим занимался", — вспоминает Александр Попов, директор КП "Городской информационный центр" Харьковского городского совета. Все городские smart проекты создавались здесь, причем на 90% за счет реинвестирования средств, заработанных самим коммунальным предприятием. Собственных специалистов в штате более 20 человек, но к выполнению тех или иных работ привлекали и подрядчиков.

Директор КП "Городской информационный центр" Александр Попов работает над информатизацией Харькова почти 20 лет

Начали с того, что перевели в электронный вид все решения городского совета, протоколы, проекты решений. Так что сегодня в Едином городском реестре актов можно найти архив документов, изданных горсоветом, городским головой и исполнительными органами совета, с 1998 года. Зайти в архив можно быстро с помощью BankID или создав свой логин и пароль.

Вторым был проект оцифровки данных о коммунальном имуществе: В Харькове учли, инвентаризировали и внесли в электронную базу все помещения и здания, движимое имущество, сети, затем землю, границы земельных участков, добавили их денежную оценку.

Генплан, правила застройки, правила развития территорий, землеотводы, подземные коммуникации, освещение, все съемки разных масштабов — все связано в "Информационной системе градостроительного кадастра" и позволяет легко рассчитывать стоимость земельных участков, вести единую базу данных платы за землю. В результате облегчается не только работа коммунальных предприятий и госслужб, но и получение различных решений по аренде и ведению предпринимательской деятельности.

Все коммуникации инвентаризированы и нанесены на карты, создание выписки занимает несколько минут

В 2007 г. в Харькове была сознала городская диспетчерская служба 1562, с помощью которой сегодня можно оставить устное обращение в горсовет или электронное через сайт.

Обратиться к Харьковскому городскому голове также можно отправив ему электронное письмо с сайта мэрии.

Также по инициативе Харьковского горсовета было разработано мобильное приложение "Активный харьковчанин", для онлайн-голосований по различным вопросам жизни города: развития инфраструктуры, озеленения, парковок и т. д.

При этом такого сервиса электронной демократии, как "Открытый бюджет", у Харькова нет: Попов считает, что поскольку все деньги приходят через госказначейство, те сами могут опубликовать все данные о транзакциях, договорах, подрядчиках. Город же детально расписывать свои доходы и затраты пока не стремится.

Админуслуги

Еще в 2011г. в Харькове был открыт один из первых в стране Единый разрешительный центр для предпринимателей, объединивший разные службы по принципу "единого окна", и опыт его распространили по всей стране. Заявитель может зайти в свой личный кабинет, подать заявление и пакет документов на получение административных услуг и контролировать их прохождение.

Сейчас в городе работают 10 ЦНАПов (центров предоставления административных услуг), в каждом получают услуги до 800 людей в день.

"Существует предварительная запись на прием к администраторам через персональный кабинет на сайте ЦНАПа. Кроме того, имеется возможность через персональный кабинет сохранять данные, подавать документы в электронном виде, получать консультации и отсканированные готовые документы", — рассказывает Виктория Китайгородская, директор Департамента административных услуг и потребительского рынка. — В режиме онлайн можно увидеть состояние рассмотрения дела и результат административной услуги. Можно выбрать удобный район и время для подачи документов, в том числе подать документы в одном районе, а получить в другом". Получить административную услугу горожане могут, зарегистрировавшись через терминал электронной очереди, получив распечатанный талончик с номером очереди и номером оператора. На практике большинство людей предпочитает обращаться лично через администраторов в ЦНАПе.

Электронная очередь позволяет записаться на прием через терминал, получить чек с номером очереди и потом следить за временем приема на электронном табло

Экскурсию по ЦНАПу проводят директор Департамента административных услуг и потребительского рынка Виктория Китайгородская и начальник управления административных услуг Ирина Юрьева

Всего в ЦНАПе предоставляется 160 админуслуг, из них в электронном виде всего 10. "Мы были готовы предоставлять электронные услуги еще в 2011 году, но в законодательстве нет статуса электронного документа и бумажные документы никто не отменял", — поясняет Ирина Юрьева, начальник управления административных услуг.

Например, статус электронного документа с ЭЦП имеют декларации Государственной архитектурно-строительной инспекции, но заявители все равно просят предоставить результат админуслуги в печатном виде с живой печатью.

Имея паспорт в виде ID-карты, заявители все равно параллельно запрашивают справки о регистрации места проживания.

Все администраторы и субъекты предоставления услуг подключены через интернет к электронному информационному порталу, где в единой системе в "облаке" хранится и обрабатывается информация о посетителях 10 Центров. Во всех админцентрах открыты отделения банка для удобной оплаты сборов.

Планируется создать колл-центр, что оптимизирует работу администраторов. Сейчас консультации предоставляются и по телефону, и по электронной почте, и через Skype.

В новом ЦНАПе, который строится на пр. Тракторостроителей, будут принимать до 2000 человек в день, оказывая более 450 услуг как административных услуг социального характера. Работа будет организована по принципу фронт-офис и бек-офис, в формате open space. Регистрацию места жительства, регистрацию предпринимательской деятельности, получение дубликата водительского удостоверения, выдачу выписки из Земельного кадастра обещают предоставлять в течение 1 дня. Предусмотрена также организация консультационного окна с англоговорящими администраторами будет предназначен для оказания различных админуслуг иностранным гражданам.

Социальная защита

В автоматизации социальной сферы Харьков догоняет Винницу, на которую равняются все города. Можно один раз прийти в ЦНАП, принести паспорт и код, администратор отсканирует документы, занесет в базу, и отсюда сможет отправлять их в инстанции.

По городу работают 34 электронных социальных офиса.

Планируется и два реальных Социальных офиса в Шевченковском и Киевском районе. Будут вести прием около 30 специалистов труда и социальной защиты, пенсионного фонда, МРЭО и РАГСа. Попов считает, пользоваться электронными сервисами и получить ЭЦП готовы около 5% харьковчан.

"Карты харьковчанина" в городе нет и пока не планируется, утверждает Попов, пока государство не примет соответствующие нормативные документы, каким образом она должна работать. Например, по пластиковой карте с чипом можно будет идентифицировать личность, получать льготы, субсидии, дисконты. Заметим, что другие города отсутствие законодательно прописанных правил для карты горожанина не останавливает.

Коммунальные услуги

Решением коммунальных проблем по заявкам жителей занимается Единая городская диспетчерская служба 1562. Оператор сразу классифицирует полученную по телефону или через сайт или письмо жалобу по исполнителю и вносит в базу, за доли секунды она попадает в соответствующую коммунальную службу.

Карта обращений в службу 1562. Диспетчер видит заявки горожан и сразу отправляет их исполнителям

Прописан регламент действий и время реагирования. Если заявка касается аварии — то служба должна выехать немедленно, о чем диспетчер ставит пометку. Через определенное время специальный контрольный отдел проверяет, выполнена ли заявка. Когда заявка выполнена, то контрольный отдел звонит жителям и уточняет, довольны ли они исполнением. Если заявка не выполнена в срок, она автоматически отправляется на рассмотрение профильного заместителя мэра, который обязан принять меры.

Очень удобно, что в Харькове создана карта обращений граждан, где по адресу человек может проверить, дошло ли его обращение и внесено ли в систему.

На карту добавляется информация о разрытиях, ремонтах, авариях, и все это доступно онлайн. Если такой информации по искомому адресу нет, человек может поставить точку на карте и прислать вопрос, почему и кто здесь копает, и ему ответят. Идет работа над объединением сайта обращений и сайта учета разрытий.

На карте разрытий видны все работы, исполнитель, срок окончания

Создается электронная карта для учета придомовых территорий жилых домов коммунальной собственности в городе.

Продолжается работа по налаживанию электронных коммуникаций и сведению в единую систему всех городских услуг. Харьковчанин сможет создать личный кабинет на сайте горсовета, куда будут подвязаны данные из различных городских информационных систем. Он увидит историю своих обращений с ответами, суммы коммунальных платежей, сможет отсюда же совершить оплату. Зайти на городской портал удобно будет с помощью bankID (код имеет каждый владелец банковской карты многих банков) или введя логин и пароль, полученные при посещении ЦНАПа.

Инфраструктура, безопасность

В Харькове порядка 45 регулируемых перекрестков с адаптивной схемой движения. Это значит, что включение светофоров регулируется автоматически с центра управления.

Каждый перекресток имеет свой паспорт. Все разметки, дорожные знаки внесены в систему. Чтоб на перекрестке реорганизовать движение, не требуется поднимать кипы документов, все видно на электронных картах, что упростило работу дорожного департамента.

"Умных" улиц, начиненных датчиками, табло и различными гаджетами типа скамеек с функцией зарядки телефонов, Харьковский горсовет не планирует в ближайшем будущем, по информации Попова. Акцент делается на внутренние процессы управления городским хозяйством, которые заметят все горожане.

На интерактивную карту Харькова нанесены все объекты благоустройства (территории уборки, детские площадки, автостоянки, контейнерные площадки, архитектурные формы, парки, газоны, скверы, сады), причем все визуально разграничены за балансодержателями, которые за них отвечают. Такого программного комплекса нет ни в Киеве, ни в большинстве городов Украины. Так снимается проблема бесхозных или ничьих участков, горсовет всегда может проконтролировать соблюдение правил благоустройства и объектов коммунального хозяйства, и частных. Чистота и комфорт города — это тоже элемент smart city в широком смысле этого слова.

Основанная на открытых данных карта дорог Open Street Map от проекта openstreetmap.org позволяет находить нужную улицу или дом Харькова, остановки общественного транспорта и их названия, организации, платные парковки, кафе и многое другое. Сервис наполняется волонтерами.

Для горсовета карта интересна как возможность просчитать квадратные метры дорожного покрытия с целью контролировать работу подрядчиков.

"Сегодня технологии помогают не только решить проблемы скорости и управления в инфраструктуре, но и способствуют развитию локального бизнеса. Например, компания Mastercard совместно с Parkeon запустила проект City Connector в нескольких городах Франции, Бельгии и США. Мы не только оснастили городские паркоматы функцией приема безналичных платежей: благодаря технологиям определения геолокации они также предоставляют всем желающим скидочные купоны с предложениями от компаний, которые находятся неподалеку от места парковки", — делится опытом Сергей Францишко, вице-президент по развитию бизнеса представительства Masterсard Europe в Украине, Молдове, Грузии, Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане.

Харьковский ГИС представляет и сервис "Реклама online", где указаны все рекламные конструкции, имеющие официальное разрешение на размещение. На карте можно ввести адрес и посмотреть, что за тип конструкции имеется и кто его владелец. Отсюда же сообщить о незаконной рекламной конструкции. Таким образом Харьковские власти борются с загромождением города незаконной рекламой. (Кстати, предприниматели онлайн могут отправить заявление на получение разрешения на внешнюю рекламу, а также ознакомиться с существующими вариантами рекламных конструкций, узнать их стоимость и оставить заявку на аренду).

Специалисты "Информационного центра" работают над созданием подобной карты МАФОв, а также карты детских площадок.

В рамках программы "Безопасный город", рассчитанной на 2016-2020 гг., устанавливается видеонаблюдение за важнейшими объектами инфраструктуры. Программа автоматически будет анализировать происходящее на улицах и передавать информацию о нарушениях порядка, краже или порче имущества в правоохранительные органы. В отдельных школах и на пришкольных территориях видеонаблюдение уже осуществляется, ситуацию контролирует департамент образования.

Транспорт

В Харькове создана и находится на стадии внедрения модель по управлению подвижным составом транспорта, привязанная к графику работы метрополитена, чтобы основной поток пассажиров с поездов метро сразу распределялся далее наземным транспортом. Часть маршрутов сократили, уменьшив дублирование, приоритет отдают автобусам. Автоматическая система управления транспортом позволяет с пульта следить за движением и расписанием транспорта, оборудованного GPS (наличие трекера сделали условием участия в тендере).

В городе работают и над проектом "Единый электронный билет" на все виды транспорта. Ждут принятия ВР соответствующего закона, регулирующего выдачу чеков после оплаты.

А пока в Харьковском метро внедрена оплата пластиковыми картами со встроенными электронными чипами, без покупки жетонов. (Кстати, первые жетоны когда-то в 90-х появились именно в Харькове, сменив 5-копеечные монеты.)

По информации Миргородской, завершаются переговоры с ЕБРР о выделении кредита на строительство третьей линии метрополитена, договор может быть подписан до конца 2016 года, а строительство начнется в 2017 году.

Медицина

С октября прошлого года в одной из больниц запустили как пилотный проект электронную регистратуру. Ранее люди приходили записаться на прием, потом ждали в очереди. Сейчас они могут записаться или через колл-центр, или через сайт, выбрав удобное время. Им даже приходит SMS с напоминанием о времени приема. Сейчас автоматизируются три других поликлиники. Также идет работа над созданием единой системы медкабинетов харьковских вузов с данными о пациентах. Разрабатывается электронная карта пациента.

Реформу замедляет то, что каждого врача вначале нужно обеспечить компьютерной техникой, жалуются чиновники.

Энергосбережение

Энергоэффективные мероприятия — одно из стратегических направлений для развития Харькова, включающее реконструкцию котелен, насосных станций, установку счетчиков тепла.

В 2014 г. завершили проект реконструкции главной канализационной насосной станции и 24 станций города. Происходит модернизация теплосетей с внедрением "умных" систем автоматизации и диспетчеризации электроэнергии, что минимизирует человеческий фактор и позволит уменьшить производственные затраты, снизить расходы по энергопотреблению.

Образование и IT-предпринимательство

К каждой школе Харькова за средства местного бюджета уже провели оптоволоконную сеть, обеспечили компьютерными классами, так что условия для внедрения информационных технологий в учебный процесс созданы. Дополнительно Харьковский IT-кластер проводит мотивационные семинары для школьников, популяризирующие IT-профессии, встречи со студентами, обучающие курсы для учителей.

"IT-кластер — региональная общественная организация, созданная чуть более года назад 6 харьковскими компаниями. Сейчас в составе Кластера 29 компаний, налажено партнерство с 8 вузами, — рассказывает директор Kharkiv IT Cluster Наталья Виноградская. — В составе Кластера бизнесу легче подавать идеи и проекты на получение бюджетного финансирования. Сообща легко реализовать те проекты, которые не могли бы сделать поодиночке. Так, Харьковский IT-бизнес внедряет инновации в преподавание информатики в школах. Работаем с академией непрерывного образования, выезжаем в районы и обучаем группы учителей новым языкам программирования. Сейчас идет обучение современному языку Python".

Наталья Виноградская — директор Харьковского IT Cluster. Их предложения по развитию IT-среды включены в Стратегию развития Харькова до 2020 года

IT-инкубатора или хаба в городе пока нет, впрочем, в Харькове и так 22 тысячи IT-специалистов (2-е место по стране после Киева).

IT-кластер в октябре в Харькове начинает проект Kharkiv IT Unicorns: цикл обучающих тренинговых мероприятий, помогающих студентам реализовать идеи. "Наша цель — обеспечить развитие ИТ-экосистемы в Харькове, структурировать, усилить IT-коммьюнити", — резюмирует Виноградская.

Привлечение туристов и инвесторов

"Бренд мало разработать, его надо постоянно продвигать. Мир узнает о нас, если мы сами будем активны. Без взвешенной имиджевой политики нельзя говорить о посещении города иностранцами", — подчеркивает начальник отдела развития туристической инфраструктуры и имиджевых проектов Юлия Згурская. В Харькове создали КП "Центр развития международного сотрудничества", который работает над привлечением в город туристов.

В рамках проекта "7 чудес Харькова" 6 объектов оборудованы QR-кодами, в следующем году охватят еще 15. Это позволит отслеживать количество туристов, их интерес к тем или иным объектам. Примечательно, что этот проект предложен горсовету молодыми волонтерами.

Отдельное стратегическое направление для Харьковского горсовета — работа с инвесторами. Для инвесторов создается инновационный информационный ресурс InvestKharkiv, который запущен в октябре в тестовом режиме.

"Навигатор инвестора" содержит путеводную информацию по этапам создания бизнеса в город: от идеи, до поиска соответствующего помещения или земельного участка, до получения всех разрешительных документов. В разделе "Портфель инвестора" размещается информация о возможных проектах для вложения, муниципальных и частных. Консультационная поддержка каждого шага инвестора тоже прилагается" , — рассказывает Ирина Почапская, зам. начальника отдела имиджевых проектов управления инвестиционного развития и имиджевых проектов.

Разрабатывается интерактивная карта для инвестора, где будут указаны свободные земельные участки с целевым назначением, объекты, требующие сноса или реставрации, недострои.

Как видим, в Харькове давно внедряют информационные технологии в управлении коммунальной собственностью, причем умеют использовать информатизацию для получения прибыли, развития предпринимательства и привлечения инвесторов. Муниципалитет открыт к общению с горожанами. С другой стороны, у города еще много неосвоенных перспективных территорий внедрения инноваций, в частности "карта жителя", "кабинет горожанина", бесконтактная оплата проезда и др.

* Харьков стал вторым городом из 6, в котором мы провели аудит Smart City изменений. Также скоро выйдут материалы, рассказывающие о внедрении новых технологий в управлении Киевом, Днепром, Винницей и Черновцами.

Города были выбраны редакцией исходя из следующий показателей: количество жителей, количество туристов и рейтинга комфортности украинских городов.

** Согласно этим показателям, среди городов должна была быть и Одесса, однако из-за полного отсутствия коммуникаций со стороны одесской власти Южную Пальмиру заменили Черновцами.

Загрузка...
Новое видео
Чому кияни не готові до посилення карантину та прагнуть відновлення масових заходів / Delo.ua
Загрузка...