Как Украине прекратить экономическое падение: горизонт следующих 25 лет

  • Анатолий Амелин

    директор экономических программ Украинского института будущего, глава Комитета по государственно-частному партнерству ФРТУ Украинский институт будущего

Больших причин для оптимизма сегодня у Украины нет, считает эксперт Украинского института будущего Анатолий Амелин. Однако эксперт уверен, что у нас есть шанс прекратить падение. Для этого необходимо принять стратегию развития страны, создать систему правосудия, изменить госрегулирование и налоговую политику, усовершенствовать внешнюю политику и дерегулировать наконец государственный сервис
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Если подвести короткие итоги последних 25 лет и взять за точку отсчета качество жизни наших граждан, то причин для оптимизма нет.

7 основных ошибок последних 25 лет

1. Реализуемой стратегии развития страны так и не появилось

Да, было несколько десятков стратегических документов, были неплохие, но они так и остались нереализованными. Не было ни консенсуса в их реализации, ни воли к этому. В отличие от Украины, страны-соседи имеют такие документы, в рамках которых и развиваются. Это создает зону предсказуемости как для бизнеса (внешнего и внутреннего), так и для граждан, которые выбирают, где им остаться жить и ради чего.

2. Непрофессиональный менеджмент страны

Мы так и не создали школу подготовки менеджмента страны. Страной управляли бывшие советские партфункционеры, производственники, политики, но не государственные деятели, в терминологии Черчилля.

Практически весь госменеджмент первых 20 лет независимости — это бывшая советская партноменклатура и ее ученики, которые по инерции продолжали делать то, чему их учили в советских школах.

Только после Майдана в правительстве появились люди, говорящие на иностранных языках без переводчиков и понимающие принципы глобальной экономики и политики, но они все равно оставались в меньшинстве

3. Неэффективное использование ресурсов и возможностей

Украина с независимостью в 1991 году получила колоссальную экономическую базу с мощной промышленностью, природными ресурсами, большим количеством образованных людей. Один мой друг сказал: "Беды Украины — в ее богатствах".

Вместо борьбы за выживание в конкуренции талантов, смыслов, идей, инноваций мы проедали доставшееся наследие.

Промышленность и инфраструктура практически не обновлялись, мы теряли конкурентные преимущества на глобальном рынке. В металлургии, которой мы гордимся, с 7-го места глобального рейтинга мы падали до 11-го, и это при том, что занимаем 1-е место в мире по доступным запасам железной руды.

Природные ресурсы были поделены между людьми, имевшим влияние на украинскую политику и не использовались для повышения благосостояния наших граждан, как это делает та же Норвегия, создавшая фонд "Национального благосостояния будущих поколений".

4. Ошибки в выборе союзников

Главой ошибкой была тесная интеграция экономики с Россией. Логика процесса уходила в наследие Советского Союза, где была создана тесная промышленная и экономическая интеграция советских республик, но Украина никогда не была равноправным партнером, ее так не воспринимали.

Вспомните бесчисленное множество антидемпинговых мер, применяемых Россией против украинских товаров. Устав СНГ также однозначно делал акцент на ведущей роли России в этом союзе, отказ же Украины от ядерного оружия сразу опустил ее статус с субъекта международных процессов до объекта.

Это также было следствием первой ошибки.

5. Экономическая политика

Классически целью развития экономики является рост благосостояния граждан страны, причем не через раздачу социальных пособий, а через рост зарплат и создание условий для развития предпринимательства, творчества.

Отсутствие упомянутой в первом пункте стратегии привело ко многим другим ошибкам в экономической политике, в частности:

- Украина сохранила энергетическую зависимость от импорта газа и ядерного топлива, и это при том, что запасы газа и урана в Украине — крупнейшие в Европе. Мы ежегодно платим за ядерное топливо больше, чем требуемые инвестиции на строительство завода для его изготовления. При инвестициях до $5 млрд Украина могла обеспечить себя газом, но продолжала импортировать его, платя в год до $12 млрд.

- Неэффективная приватизация привлекла не эффективных собственников и инвесторов, а привела лишь к переделу государственной собственности и перенаправлению денежных потоков от государства к новым владельцам. Если бы условия приватизации не дискриминировали глобальных инвесторов, мы бы уже сегодня были частью европейского экономического пространства.

- Высокая стоимость финансовых ресурсов и неэффективный рынок капитала делают украинский бизнес менее конкурентным на глобальном рынке. Бизнесмены соседних стран дешевле и эффективнее провели модернизацию своих промышленных активов и активно вытесняют украинцев с внешних рынков.

- Украинская экономика осталась слабо диверсифицированной, производительность труда и энергоэффективность одни из самых низких в мире. Выводы мы начали делать лишь после Майдана. Новая экономика, создающая наибольшую добавленную стоимость практически не развита.

Капитализация Facebook больше ВВП Украины в 3,5 раза, капитализация Google — в 5 раз!

- Экономика Украины остается закрытой, валютные ограничения, судебная и правовая система отпугивают инвесторов. Мы для них непредсказуемы и некомфортны. А без их прихода мы так и останемся в экономической изоляции и без перспектив развития.

- Чрезмерная зарегулированность всех процессов (лицензирование, регуляция во всех сферах) и стремление государственной машины контролировать все приводит к тому, что львиная доля энергии, которая могла идти на созидание и развитие бизнеса, тратится инвесторами на "решение" вопросов. Это стимулирует креативный класс искать более комфортные условия для самореализации и предпринимательства.

6. Человек так и не стал ценностью

Человек остается ресурсом для экономики и политических элит, покупающих голоса для своего сохранения у потоков бюджета.

В Украине не ценится жизнь человека, а о качестве жизни, кроме избирательных периодов, нет даже разговоров.

Каждый чиновник считает себя значимым, хотя по факту его задача — служение человеку. Медицина остается закрытой и мафиозной. Не дай Бог попасть в больницу: главная мотивация к действию — не жизнь спасать, а вытянуть как можно больше денег с родственников. И пока больной болеет, медики живут.

Не стало ценностью и подрастающее поколение: качество получаемых знаний и их актуальность не сделают нашу молодежь конкурентной на глобальном рынке труда, мы не готовим ее к новым вызовам, новой экономической и социальной системам.

7. Консенсуса не произошло

Сильные страны стали таковыми вследствие объединения элит для строительства сильной единой страны в которой им всем жить. И чем сильнее такая страна, тем сильнее каждая из них. Но Украина погрязла в междоусобных войнах не за общее будущее страны, а за разрубание на дрова корабля, в котором все они плывут.

Это, конечно, далеко не все ошибки, но, на мой взгляд, основные. Без их понимания, оценки и исправления следующие 25 лет будут еще более мрачными.

Готовя план на следующие 25 лет, я считаю, именно человек, его качество жизни и возможности развития должны стоять на первом месте.

Именно этому должна служить государственная машина. Причем развивать не социальную компоненту, а создавать условия для развития и самореализации личности. Давать не рыбу, а удочку.

Кратко приведу лишь несколько важных шагов, без которых мы продолжим падение

1. Должна быть создана и принята стратегия развития Украины

Этот документ должен быть поддержан ключевыми стейкхолдерами — крупным и мелким бизнесом в лице профессиональных ассоциаций и объединений, авторитетными гражданскими организациями и ведущими политическими силами страны.

План будущего, в котором будет комфортно всем, должен стать документом, объединяющим энергию элит и масс.

Но ее недостаточно принять — она уже в этом году должна начать реализовываться. Эта стратегия может и должна стать базой нового общественного договора.

Стратегия должна иметь четкие и измеримые взаимосвязанные цели, понимание ресурсов для их достижения и детальный план, под которым подпишутся все ответственные за его реализацию.

Ключевые блоки стратегии:

Конечно же, экономический блок. Стратегия стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций, импортозамещения и экспансии украинских продуктов на внешние рынки.

Стратегия развития человеческого потенциала, создание самой качественной и доступной системы образования и подготовки детей к быстро меняющемся будущему. Развитие системы здравоохранения, включающей в себя и развитие спорта, и профилактику заболеваний, и страховую медицину и ответственность государства.

Стратегия национальной безопасности, отвечающая вызовам времени, использующая национальный потенциал и определяющая геополитическую роль Украины.

Стратегия развития инноваций. Именно инновации быстрее остальных инструментов способны стимулировать развитие экономики, развитие человеческого потенциала и развитие безопасности. Необходимо создать новую систему объединяющую науку, образование и бизнес, которая станет важнейшей в будущем развитии Украины. Именно этот блок стратегии определит ландшафт Украины будущего.

2. Система правосудия

Должна создать условия, при которых все без исключения будут равны перед судом — и Президент, и мелкий правонарушитель. Частная собственность должна стать неприкосновенной. Без этого не будет ни инвестиций, ни экономического роста, ни комфортной жизни гражданам Украины.

3. Госрегулирование и налоговая политика

Должны перестать быть источником коррупции, а стать инструментом стимулирования экономического роста и роста благосостояния граждан.

4. Внешняя политика

Она является, в первую очередь, инструментом реализации украинских интересов, а наша главная цель — качество жизни граждан. Внешняя политика Украины должна быть прагматичной, защищать интересы украинцев и украинского бизнеса по всему миру. Украина должна стать полноправным субъектом глобальной политики, влияя на ее повестку.

5. Государственный сервис

Дерегуляция, переход к электронному документообороту приведет к значительному снижению влияния человека на принятие решений, а значит и коррупцию, но люди, определяющие государственную политику и формат государственного сервиса, останутся по-прежнему важны. На эти позиции должны быть выбраны самые профессиональные и авторитетные эксперты, а их зарплата должна быть выше рынка. На этом точно экономить нельзя.

Можно продолжать, но я привел основные цели и шаги, без реализации которых следующие 25 лет останутся потерянными, как будут потерянными и судьбы людей, желающих остаться жить в Украине.